morevaol@mail.ru

 

Уважаемый коллега, если Вы хотите, чтобы на этой странице была размещена информация о Вашей программе, Вы можете выслать на мой электронный адрес morevaol@mail.ru следующие данные: 

  • Фамилия Имя Отчество автора программы, название программы, на какие классы рассчитана программа.

  • Описание принципов построения программы и её содержания.

  • Библиография книг, статей, в которых можно подробнее познакомиться с программой, оформленная по принятой в издательствах форме (см. на данной странице).

  • Объем информации не должен превышать одного печатного листа (шрифт 14, интервал полуторный).

За последние пятнадцать лет произошли значительные изменения в области преподавания изобразительного искусства в школе. Если ранее существовала одна-две утвержденных программы по которым  могли работать учителя, то в настоящее время учитель получил большую свободу при выборе программ. Многие учителя в специализированных школах, лицеях и гимназиях создают свои авторские курсы и программы по которым работают в рамках “экспериментальных площадок”. В регионах проводятся конкурсы-фестивали авторских программ. Выпускаются методические пособия по новым учебным курсам и программам. В целом программы не имеющие грифа Министерства образования, можно разделить на две группы:

  1. Программы разработанные авторскими коллективами ученых на базе научно-исследовательских центров и институтов по проблемам художественного образования.

  2. Программы и курсы, составленные одним автором, как правило, обобщающие опыт работы данного автора.

Программ таких немало, но чаще всего они не публикуются или публикуются частными изданиями в малых тиражах. По этой причине нет возможности представить программы широко, тем не менее, хочу познакомить Вас с некоторыми из них.

Программы разработанные авторскими коллективами на базе научно-исследовательских центров и институтов по проблемам художественного образования

На базе института Общего и среднего образования (ИОСО) РАО разработана программа "Искусство" (изобразительное искусство и художественная культура) для 1-9 классов. Программа составлена творческим коллективом авторов под руководством Гудилиной С.И.  Авторы программы: Гудилина С.И., Шестакова М.Ф., Пономаренко Е.Н., Черемных Г.В., Королевская Е.Н., Бондаренко Е.А. Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом ИОСО РАО и апробируется в нескольких школах. Программа "Искусство" направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений. Программа состоит из двух частей: 1-4 классы "Искусство и художественный труд (введение в художественную культуру)"; 5-9 классы "Основы понимания искусства". В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной основой художественной культуры, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации. Обучение в начальных классах является подготовительным этапом для последующего изучения художественной культуры. В 5-9 классах учащиеся знакомятся с яркими и характерными примерами художественного опыта прошлого и настоящего в параллель изучения курса "Истории". В 5 классе изучается художественная культура Древнего мира, в 6 классе - Средневековья, в 7 классе - России (до 19 в.), в 8 классе -  исторические стили и художественные школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство конца 19 - 20 вв.

Подробно ознакомиться с данной программой Вы сможете на сайте http://www.art.ioso.ru/index.php Эта единственная программа по изобразительному искусству, представленная в интернете, в рамках которой осуществляется интерактивное общение с учителями.

Рыловой Л.Б. разработаны принципы построения программы интегративного типа. Принцип пространственно-временного диалога позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть ценности предков и их связь с современностью, проследить параллели в развитии различных видов культур и искусств. Принцип целостности, как совокупности взаимосвязи элементов на основе необходимой и достаточной интеграции. Различные виды искусства должны взаимодополняться, взаимопроникать друг в друга, помогая представить мир искусства целостно, связать его с общей социальной и духовной картиной мира, с личной жизнью ребенка и его окружением. Принцип открытости и художественно-педагогической импровизации предполагает построение процесса обучения через решение художественно-поисковых задач, с учетом личностного проявления отношения учащихся к затрагиваемым проблемам. Принцип модульного ограничения или разумной достаточности. Усвоение всего интеллектуального и духовного опыта невозможно путем наращивания количества информации. Необходимо формировать не энциклопедические знания, а целостное понимания каждой конкретной культуры, связей природы, человека и искусства. Принцип индивидуализации и творческой самореализации. Решение художественно-поисковых задач, использование методов обучения, которые позволяют получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации изучаемой информации, а в ходе творческой деятельности, самовыражения на основе собственного опыта и полученных знаний. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, самостоятельный выбор учащимися видов, форм и способов деятельности. Принцип новой среды. Под новой средой понимаются постоянно меняющиеся требования к образовательному процессу, его содержанию и продукту деятельности. Поэтому программы должны быть гибкими, учитывать инновации, происходящие в обществе, ориентироваться на интересы детей конкретного класса.

На основе принципов составлена программа интегративного типа "Изобразительное искусство и художественная культура" для 5-7 классов с углубленным изучением искусства. Авторы программы Морева О.Л., Юрина Г.В.

Подробнее ознакомиться с данной программой Вы сможете в статье:  Морева О.Л., Юрина Г.В. Изобразительное искусство и художественная культура. Программа для профильного класса школы. // Искусство и образование. Сборник материалов Российской конференции. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1996.- С. 84-90.

Программы и курсы, составленные одним автором

Парнах М.А. опубликовал курс развивающих занятий "Уроки изобразительного искусства" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособии представлены разработки 34 уроков. Основой данного курса стали принципы древней китайской философии Дао (Пути), "благодаря тому, что она совпадает с основными чертами детского сознания: неотделение себя от окружающего мира ("возврат к естественному") и игра-представление себя кем-то или чем-то другим ("забыть о себе"). Поэтому некоторые уроки начинаются с игры-упражнения - "зарядки"" (Парнах М.А. Уроки изобразительного искусства: Методическое пособие для учителей, воспитателей и родителей. - М.: Издатель Рассказов, 2000.- С.3).

Подробнее ознакомиться с данной программой Вы сможете в книге: Парнах М.А. Уроки изобразительного искусства: Методическое пособие для учителей, воспитателей и родителей. - М.: Издатель Рассказов, 2000.- 48с.

Существует программа "Преподавание изобразительных видов искусств: живописи, графики, пластики на основе формальной композиции". Программа строится на принципах формальной композиции разработанных Кандинским В.В. Автор программы Близнина Е.В.

Данная программа распространяется автором через проведение семинаров с учителями. К сожалению, мы не знаем литературы по этой программе, пишите если у Вас есть такая информация.

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлена коллективная работа "Серебристая зима" в технике бумажная пластика - аппликация. Алексеева Соня, 7 лет, Богданов Кирилл, 7 лет, Жуков Максим, 7 лет, Локтев Кирилл,7 лет,  Манукян Милена, 7 лет, Масаев Абубакар, 7 лет, Носова Екатерина, 7 лет, Ордабаева Медина, 7 лет, Плотников Артем, 7 лет.

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта