morevaol@mail.ru

 

Проектная работа в школе по созданию дизайна школы и 
организации выставок художественных работ учащихся.

Популярные сейчас во многих странах проектные технологии всё чаще используются в Российском образовании. Введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей. 
Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать в процессе деятельности коммуникативные навыки и навыки коллективной работы, усваивать социальные знания и культурные нормы, учиться анализу, постановке проблемы, рефлексии, планированию деятельности, формам организации деятельности и способам действия. При этом каждый участник проекта может двигаться по индивидуальной образовательной траектории. 
Отличие проектной деятельности от других форм работы заключается в направленности проекта на преобразование настоящего с целью изменения его в будущем. Преобразование осуществляется на основе мышления и рефлексии и направлено на развитие проектируемого объекта (предмета, пространства, среды) или создание нового объекта.

Школы часто испытывают потребность в оформлении и дизайне школьного пространства, но у администрации нет материальных средств для привлечения специалистов. Вовлечение учащихся в проектную деятельность по организации школьного пространства и созданию дизайна школы является одним из способов решения данной проблемы. Художественная деятельность учащихся может быть основой для организации проектной работы в школе. 
Проекты художественной направленности бывают различными по типу деятельности: исследовательские и организационные. Проекты подразделяются по сфере деятельности на предметные (в рамках предмета изобразительное искусство), социальные (вне урочной системы и учебной программы) и комплексные (от предмета к социально-культурной ситуации или от ситуации к заказу на предмет). 
Например, предметным проектом может быть организация выставки художественных работ учащихся, или проект по изготовлению книги с рисунками и текстами учащихся. Темой социального проекта может являться дизайн и оформление школы, проект по оформлению детского садика, детского дома; проект по подготовке школьного праздника, изготовлению декораций и костюмов к школьному спектаклю.

Возможны различные схемы организации этапов и цикла проектной деятельности. Рассмотрим примерный цикл проектной деятельности, на основе которого можно организовать различные проекты художественной направленности, в частности проект по оформлению школы.

  • I этап. Примерный выбор темы проекта и проектируемого объекта организаторами (учителя или учащиеся) проектной деятельности. Разработка концепции.

  • II этап. Привлечение в проект первой группы участников из числа учащихся, в последующем координаторов проектной деятельности. Семинар по анализу существующей ситуации и постановке проблемы. Выделение потребности в изменении ситуации и выбор проектируемого объекта.

  • III этап. Планирование деятельности учащимися-координаторами: определение цели проекта, постановка задач по реализации цели, определение способов реализации цели и задач, определение направления и объема проектных работ, прогнозирование предполагаемых результатов, определение состава участников проектной группы, календарное и организационное планирование.

  • IV этап. Привлечение учащимися-координаторами новых участников в проектную деятельность из числа учащихся. Участники-координаторы проекта разрабатывают семинар, диспут или другое коллективное мероприятие для того чтобы заинтересовать других учащихся и привлечь их в проект.

  • V этап. Коллективный семинар-погружение участников и координаторов проекта. Семинар проходит в 1-3 дня и завершается после того, как начинают повторяться высказываемые участниками мысли и идеи. После завершения семинара-погружения все участники проекта определяются с темами и направлениями индивидуальных и групповых художественно-творческих работ.

  • VI этап. Выполнение художественно-творческих работ участниками проекта. Художественные работы выполняются участниками в среднем в течение одного - трех месяцев, но при желании и заинтересованности эта работа может быть продлена на больший срок.

  • VII этап. Открытая презентация-представление выполненных художественных работ. Представление может проходить в форме конференции, выставки, театрализованного действа и др.

  • VIII этап. Координаторы проектной деятельности составляют отчеты о функционировании проекта на всех его стадиях. Все участники проекта обсуждают итоги проектной деятельности, анализируют изменения, произошедшие в существующей ситуации, через изменение проектируемого объекта.

Рассмотрим реальный проект, который был организован на основе данного цикла проектной деятельности. Проект «Организация и оформление пространства школы» проводился на базе НОУ “Школа “Бакалавр” (г. Москва) в ноябре 2000 г. - мае 2001 г.

Организатор-координатор проекта - учитель изобразительного искусства занимался примерным предварительным планированием проектной деятельности.

Координаторы и участники проекта - учащиеся 5-8 классов занимались поэтапным подробным планированием циклов проекта, вносили изменения во время деятельности.

Цель минимум проектной деятельности - создание разновозрастной группы учащихся для разработки стратегии организации, оформления и дизайна школьного пространства и воплощения (реализации) замысла.

Цель максимум по отношению к учащимся - формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, развитие мышления и таких умений как постановка проблемы, анализ ситуации, планирование и организация деятельности и способов действия.

Задачи проекта по отношению к участникам.

  1. Формирование способности к адаптации, изменению среды и созданию новой социально-культурной среды.
  2. Формирование умения видения и постановки проблемы, разработки вариативных подходов к решению проблемной ситуации.
  3. Формирование культуры мышления, культуры внимательного слушания и культуры «осознанного слова».
  4. Развитие воображения, фантазии, навыков художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.
  5. Приобретение знаний о проектируемом объекте в самостоятельной творческой деятельности путем рассмотрения объекта с точки зрения различных видов искусства.

Описание этапов проектной деятельности

Анализ ситуации 

Участники-координаторы проекта выбрали для разработки направление, связанное с дизайном и художественным оформлением пространства школы. Вначале было решено собрать всю имеющуюся информацию по данной проблеме. Было проведено анкетирование (анкету составили учащиеся) - предварительное исследование-опрос среди учащихся и сотрудников школы, целью которого было выявление в школе мест, где учащиеся и сотрудники ощущают себя комфортно и некомфортно. Результаты опроса были обработаны и перенесены на составленный учащимися план школы. Разным цветом были помечены зоны (кабинеты, лестницы, рекреации и пр.), где учащимся и сотрудникам приятно находиться, где они чувствуют себя комфортно, нейтральные зоны и зоны некомфортные для учащихся и сотрудников школы.

Участники-координаторы проекта посетили другие школы: школу Самоопределения А.Н.Тубельского, школу Развивающего обучения №1133, школу №1174. Целью экскурсий было ознакомление с художественным оформлением школ (выполненным учащимися), изучения различных вариантов оформления школ. Участники-координаторы проекта выпустили газету с фотографиями и сочинениями, рассказывающими об экскурсиях в другие школы. Газета привлекла новых участников в проект.

Постановка проблемы

Результаты экскурсий и анкетирования обсуждались на проектных занятиях. Рассматривалась схема школьного здания с нанесёнными на неё зонами, где учащиеся и сотрудники ощущают себя комфортно и некомфортно. Были выдвинуты различные гипотезы объяснения схемы и предлагались варианты изменения и улучшения некомфортных зон в школе. Проектная группа пришла к выводу, что должна существовать взаимосвязь между концепцией школы и её оформлением. Участники проекта поставили перед собой цель создания в школе максимально комфортной среды, при которой учитель может полноценно делиться своими знаниями, а ученику будет интересно и радостно учиться. Возникло множество вопросов, которые обсуждались участниками проекта, вследствие чего была выделена группа вопросов наиболее важных для проектировщиков:

  • В каком стиле должна быть оформлена наша школа? Школа - наш дом, а по оформлению дома можно судить о вкусах, интересах и увлечениях его хозяина.
  • Как должна выглядеть школа будущего, идеальная школа?
  • Какой должна быть наша школа, что главное в ней и её концепции?
  • Как отразить концепцию школы в оформлении школьного пространства?
  • Чем отличается «дух», характер нашей школы от других школ?
  • Есть ли что-то, что отличает учеников и учителей нашей школы от учителей и учеников в других школах? Как подчеркнуть нашу индивидуальность в оформлении школы?
  • Что мы можем сделать для оформления школы, изменения её облика?
  • Для ответа на эти вопросы была изучена концепция школы.

Было принято решение составить схему общего пространства школы. Ведь школа это не только здание и классы, но и учащиеся, учителя и сотрудники. Поэтому дизайн может включать и разработку моделей одежды и образцов печатной рекламной продукции.

Проектный замысел

Помимо имеющейся схемы комфортных и некомфортных зон в школьном здании, была составлена схема всего школьного пространства. Школьное пространство было разделено на три части.

  • Внутреннее пространство школы: классы, коридоры, лестницы, столовая, библиотека, рекреации, спортзал, актовый зал, игровая комната, комната отдыха, и пр.
  • Внешнее пространство школы - пришкольная территория: пришкольный участок, игровая площадка, зона отдыха.
  • Люди (ученики, учителя, персонал) в школе. Их одежда и школьные принадлежности, сувенирная продукция и др.

Составленные схемы (схема школьного здания с благоприятными и неблагоприятными зонами, схема школьного пространства) помогли лучше представить, что участники проекта смогут изменить и переоформить как художники. Предлагались различные замыслы художественного оформления и изменения школьного пространства, которые предполагалось реализовывать  координаторами и участниками проекта с подключением других учащихся школы.

Реализация замысла

Все учащиеся, включенные в проектную деятельность, поделились на тематические группы: 

  • оформлению школьной столовой коллективным панно; 
  • оформление лестничного пространства шторами в технике “Батик”; 
  • создание школьного перелистного календаря на год с художественными работами учащихся и символикой школы.

Каждая проектная группа выполняла свой проект в рамках общей тематики - оформление школьного пространства. Художественно-творческие работы выполнялись участниками проекта на занятиях в художественных студиях и кружках школы с привлечением других учащихся школы.

Подведение итогов работы После завершения художественных работ, было организовано открытое обсуждение, выставка и последующая их установка.

Данный проект является комплексным, т.к. осуществляется от изменения социально-культурной ситуации к заказу на предмет. Первоначально учащиеся составляют концепцию обновления школьного пространства, а затем выполняют конкретные художественные работы в кружках и художественных студиях школы.

Возможен комплексный проект художественной направленности, который строится, наоборот, от предмета к изменению социально-культурной ситуации. Учителя изобразительного искусства, как правило, сами оформляют выставки художественных работ учащихся, выполненных на уроках и занятиях в художественных студиях. Тогда как, при создании школьной выставки можно вовлечь учащихся в интересную и развивающую проектную работу и организовать выставку совместно с учащимися. Учащиеся могут не только оформить свои живописные, графические и другие работы, но и разбить работы на темы (залы), организовать пространство вокруг работ различными конструкциями и элементами декораций, соответствующими стилю и содержанию работ. Можно продумать и организовать театрализованное открытие выставки,  написать сценарий экскурсии по выставке.

Проект по организации выставки может быть выполнен в рамках урочных занятий, т.е. является предметным. Такой проект был организован на базе НОУ “Школа “Бакалавр” (г. Москва) в октябре - ноябре 2002 г. Проектная работа была организована на занятиях с учащимися 1-3 классов в студии «Оригами и бумажная пластика». Каждый класс на занятии делал слона - коллективную работу в технике бумажная пластика. Весь класс принимал участие в его “рождении”, каждый учащийся внес в общую работу свою частичку. Кто-то вырезал и склеивал ноги с туловищем, кто-то голову, другие делали хвостик и глазки. Все вместе придумывали и вырезали элементы орнамента для попоны, составляли из них общий узор на ковре.  Потом ребята захотели сочинить рассказы про своих слонов. Каждый класс на уроке придумал имя для своего слона и сочинил коротенький рассказ о нём. Вот некоторые из придуманных ребятами историй.

РОБИН

Слона Робина сделали ребята 3”В” класса. Они придумали историю про своего слона. Робин живет в Индии. Он очень добрый слон и у него много друзей. Робин большой лакомка. Особенно он любит молодой бамбук и сочную траву, которая растет возле реки. После еды ему нравится поваляться в теплой грязи в маленьких лужицах. Робин не только купается и кушает вкусную траву, но и помогает людям таскать деревья. Когда-то давно он даже возил короля индийского племени. Еще Робин очень талантливый слон, потому что он умеет рисовать и играет на трубе в слоновьем ансамбле. Вечером, после работы и всех дел Робин общается со своими друзьями. У него много знакомых слонят, с которыми он играет в мяч и в догонялки. А вот в прятки ему не нравится играть, т.к. он самый большой среди друзей и его всегда видно из-за деревьев. Приходится все время водить. Кому же такое понравится?

ДЖАМБО

Слоненка Джамбо придумали и сделали ребята 1 “В” класса. Он еще маленький, но уже очень сильный и смелый, всегда защищает слабых. Джамбо родился в красивом лесу в Индии, но сейчас он живет в зоопарке в Англии. Сотрудники зоопарка заботятся о нем, хорошо его кормят и Джамбо не приходится самому искать себе еду. У слоненка есть в зоопарке друзья, с которыми он играет, но иногда ночью ему снится Индия и родной лес. Во сне он собирает кокосы и бананы с деревьев. Деревья высокие, маленький Джамбо не дотягивается до плодов, ему приходится подпрыгивать и слоненку кажется, что он научился немного парить в воздухе. Вот бы научиться летать...

Позже была организована выставка слонов. Рядом с каждым из слонов была табличка с его именем и рассказом о его жизни. Над слонами висел кармашек с анкетами для голосования и ящик для заполненных анкет. Анкеты придумали сами ребята на занятиях. Всем учащимся школы было предложено проголосовать за полюбившегося слона, а также предоставлена возможность дописать несколько строк и продолжить историю о понравившемся слоне. Предлагалось написать про увлечения, интересы и жизнь понравившегося слона, описать какой-то случай, произошедший с ним. Через несколько недель ребята определили слона победителя, набравшего большее количество баллов. Были вывешены итоги голосования и новые истории про слонов со списком авторов.

РОБИН (продолжение)

Робин был самым большим слоном (Саша В.). Когда он был маленький, он тоже был большого роста и его все дразнили Робин-Бобин-Барабек. Но Робин поднял бревно и помог детям пройти. После этого он стал героем и его больше никто не дразнил (Настя К.). Сперва Робин жил в Джунглях и перевозил на себе людей через реку (Дима Д.), при этом он любил пускать фонтанчики из хобота и поливать водой других слонов (Николь Л.). Затем он стал “крутым” (Давид М.) и много путешествовал (Ксения Р.). Однажды Робин узнал, что у него есть два брата: Джек и Джамбо. Он поехал их искать, а когда братья встретились, то очень обрадовались, что нашли друг друга (Лиза У.). Они подружились и стали самыми лучшими друзьями (Виктория Б., Ксения Р.). Робин очень любил сладкое, но друзей он любил больше. Однажды Робин купил пять порций мороженого и дал две порции Джамбо, две порции Джеку и только одно оставил себе (Настя К.). Т.к. Робин много ел сладкого, он стал очень толстым и не мог хорошо ходить. Однажды Робин поехал в командировку в “Бакалавр”. Там ему приклеили накладные ресницы и дали средство для похудения (Ибрагим А.). Робин сел на диету, ел капусту и кокосы и скоро похудел (Артем Л.). Он жил долго-долго (Саша В.) и счастливо (Ибрагим А.). И на этом сказке конец, а кто читал молодец (Маша Л.).

Мы привели лишь несколько вариантов проектов на основе художественной деятельности. Тематика проектов может быть различной. Она зависит от возраста учащихся, которые будут включены в проектную работу, их желания, творческих интересов, талантов. Безусловно, успех проекта зависит во многом от учителя. Роль учителя в организации проекта велика. Он является идеологом проектной деятельности, определяет стратегии, направляет деятельность и весь проектный процесс. Учитель должен создать мотивацию, включить учащихся в проект, вовлечь их в процесс мыследеятельности и творчества.

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлены: коллективные работы по теме "Слон", выполненные учащимися 1-3 классов в технике бумажная пластика, фотографии - фрагменты школьных спектаклей "Мифы древней Греции" и "Щелкунчик". Декорации и элементы костюмов выполнялись совместно с учащимися.

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта