morevaol@mail.ru


Изучение народного искусства в многонациональной школе через этнопедагогизацию процесса художественного образования

схема видов народного искусства            инвариантная схема этнической картины мира

Миграция населения, политическая и экономическая ситуация в стране, привели к тому, что национальные школы, для которых разрабатывался региональный компонент, постепенно превращаются в многонациональные. Изучение культуры и народного искусства большинства не является лучшим способом решения проблемы. Современное многонациональное общество нуждается в грамотном человеке, носителе своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами. 
В.С.Библер, обосновывая концепцию школы “диалога культур”, подчеркивает, что “... сейчас меняется строй разумения - от “человека образованного” к “человеку культуры”, сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры” (Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы /Сост. В.С.Библер. - Кемерово: Алеф, 1993.- с.5-6). 
Дети должны знакомиться не только с культурой своего народа, но и с самобытностью рядом живущих народов, их национальными ценностями. Знакомство с культурой других народов, сравнение и обмен культурными ценностями всегда выступали движущими и обогащающими факторами в развитии культуры. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом элементов различных культур, а должно осуществляться через взаимо-дополнение, выявление их сходства и различия, общих истоков, корней. Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем способны не просто пассивно созерцать национальную культуру, а внести в нее свой вклад.

Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. “Этнопедагогизация - главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания. ...целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)” (Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.- с.4). 
Этнопедагогизация воспитания - использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки. 
Этнопедагогизация включает в себя два компонента - этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного
образования предполагает (гармонизацию двух компонентов): 1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог “регионально-этнический” (по горизонтали) и “историко-эволюционный” (по вертикали); 2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей,  их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения.

Первый компонент - этнический опирается на специфику народного искусства. Обобщая искусствоведческие исследования, мы выделили основные принципы народного искусства, которые, следует учитывать в современном учебно-воспитательном процессе.

Природосообразность. Жизнь человека в традиционной культуре связана с природой. Народ приспосабливался к природе в процессе труда и производства изделий быта. В результате создавалась культура, идеально подходящая к данной природной среде. Народное  искусство связано с природой, с ее постоянством и цикличностью. Природные явления и ландшафт определяют национальные особенности жилища, питания, костюма, изделий быта, фольклора. “Изделие народного творчества не противостоит (по всем параметрам: материалу, технике, назначению) природе, а является как бы ее продолжением, ее органом, обращенным в сторону человека. Таковы деревянная изба с ее резьбой, домашняя мебель, кухонная утварь, предметы ткачества, одежда и пр. Таковы даже танец и песня” (Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М, 1991.- с.33). 
Природосообразность народного искусства находит отражение в художественных образах почерпнутых народом из природы, которые присутствуют в декоре, орнаменте, фольклоре. В декоративно прикладном искусстве у разных народов встречаются одинаковые по назначению и схожие по изображению образы - знаки. Это солярные знаки, образы птиц и животных, деревьев, растений, природных явлений. Знаки обычно располагались в трехчастной форме, отражающей представления народа о строении мира. В верхней части располагались солярные знаки и изображения птиц, в средней - знаки животных, растений, а в нижней части изображались знаки земли, воды, жителей подземного царства, рыб. Закон трехчастности расположения знаков сохраняется и в народном костюме, и в декоре жилища, часто встречается в изделиях быта.

В каждой культуре преобладает один из видов взаимоотношения человека с природой, и эти отношения в той или иной форме отражаются в народном искусстве. А.Л.Бугаева выделяет три вида взаимодействия природы и человека:  природа как объект покорения; природа - “храм”, т.е. как объект поклонения; гармония природы и человека, т.е. природа - “партнер”. В настоящее время преобладает первый тип взаимодействия. Второй тип, при котором природа выступает как объект поклонения, характерен народам, исповедующим языческую религию и живущим в традиционной культуре. Наиболее приемлемым и желательным для настоящего времени является третий тип взаимодействия природы и человека, который предполагает партнерство и гармонию.

Преемственность. Жизнь каждого народа меняется от поколения к поколению, находится в вечном движении. Народное искусство сохраняет и передает культуру общества. Создаваемые в народном искусстве, универсальные для данной среды образы отражают сознание, материальную и духовную культуры предков, контакты между народами. В искусстве разных народов прослеживаются элементы культурной общности. Произведения народного искусства, позволяют заглянуть как в прошлое народа, так и в перспективу его развития. Корни народного искусства уходят в глубину веков, несколькими поколениями творцов отбирались и отрабатывались художественные образы, композиция и техника росписи, резьбы, танца, фольклора. “Народное искусство сохраняет во времени жизненные связи с природой, с землей, с этнической общностью, формирует сознание человека, живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Отсюда космизм, всечеловечность, всенародность образов народного искусства. В восприятии мира и жизни они сохраняют действенную, формирующую силу в культуре каждого этноса. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, оно не перестает быть корневой системой национальной культуры...” (Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М., 1991.- с.5).

Коллективность. Произведения народного искусства несут в себе коллективный опыт многих поколений, раскрывают мировоззрение творцов культуры прошлого, их отношение к миру.  Коллективность народного искусства проявляется в его общности, все участники обрядов  и праздников, объединяются во время действа единством переживаний. Фольклор и декоративно-прикладное искусство объединяют людей не только всеобщностью исполнения, но и схожестью творческих приемов мастеров, отраженной в них психологией жизни народа. 
Коллективность народного искусства выступает как объединяющий фактор, который позитивно влияет на взаимоотношения людей. Художественный язык народного искусства доступен и понятен каждому, поэтому через него возможно общение людей не только в рамках своей культуры, но и представителей различных этносов. Приобщение к искусству разных народов позволяет вовлечь ребенка в мир настроений и художественно-эстетических переживаний этих народов.

Образность. Народ в искусстве переорганизовывает пространство посредством художественных образов. Но в отличие от профессионального искусства в народном искусстве художественные образы несут в себе глубокий духовно-религиозный смысл, выполняют обереговую функцию. Смысловое обрядово-обереговое значение образов народного искусства постепенно утрачивается, изображения приобретают декоративный характер, но при прочтении образы способны раскрыть и показать особенности культуры народа. В них отражена жизнь народа и эстетические ценности. 
Народное искусство стремится не к конкретной естественно-природной достоверности, а к воссозданию “идеи образа: идеи человека,  идеи коня, идеи цветка и т.п. Идея образа лишена индивидуальных черт (что проистекает из коллективности творческого сознания), поэтому она объективна и поэтому же она канонична. Поэтому она достаточно абстрактна, даже, может быть, космологична... В народном творчестве идея образа непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не подвергаются рационализации. Отсюда величайшая поэтическая сила образов народного искусства, высочайшая одухотворенность их, граничащая с волшебностью...” (Вагнер Г.К. О природе народного искусства //Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М, 1991.- с.35). Кажущаяся простота художественных образов отточена и выверена многими поколениями, поэтому произведения народного искусства близки и понятны.

Синкретичность. “В синкретичном искусстве соединяются прекрасное, справедливое и истинное. Образы синкретичного искусства устроены так, что все три критерия применимы к ним одновременно” (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М.: ЧеРо, 1996.- с.116). Различные виды искусства существуют в художественной культуре взаимосвязано, они взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. “Взаимное притяжение искусств - закон развития художественной культуры, ее вечный двигатель. Человечество давно, еще в глубокой древности, было неисчерпаемо изобретательно, создавая всё новые модели синтеза музыки, поэзии, танца, живописи. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретичной, неразрывно связывая в себе все начала познания, человечество училось художественному мышлению интуитивно, соединяя звук и жест, слово и ритуальный танец и не могло не учитывать в своем росте уроки родственных муз - поэзии, танца, театра, живописи, архитектуры” (Рапацкая Л.А.. Русское искусство XVIII века. -  М.: Просвещ., 1995.- с.3). Создаваемые в настоящее время коллективы и центры изучения и распространения народных традиций, фольклора, промыслов, к сожалению, не всегда учитывают этот принцип. Зачастую один вид искусства изучается в отрыве от остальных.

Целостность (образная картина мира). Искусство “дает человеку целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни. …рисует мир во всем многообразии его проявлений, поэтому создаваемые искусством образы, как в жизни, диалектически сочетают единичное, особенное и всеобщее” (Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях взаимодействия искусства на личность. - М.: Знание, 1982.- с.27). 
В народном искусстве находят отражение в той или иной степени все сферы человеческой деятельности. Целостность народного искусства проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративно-прикладном искусстве. Обряды, соответствующие различным временам года, делают жизнь народа закономерной, целостной, цикличной, непрерывной, идущей по кругу. Нами составлена схема видов народного искусства, которая помогает лучше представить всю полноту различных видов народного искусства и может быть использована при составлении программ по народному искусству.

В народном искусстве находит отражение целостная религиозно-мифологическая образная картина мира. “Картина мира” у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные формы, цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания. Все эти компоненты в той или иной степени отражаются в искусстве. 
Г.Д.Гачев рассматривает целостность жизни народа через понятие: космо-психо-логос как единство тела (местной природы), души (национального характера) и духа (языка, логики). Он объединяет человека и мир понятием “национального образа мира”, “национального космоса”. “В понятии образ мира (или картины мира) воплощена идея целостности  преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности” (Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1998.- с.227). 
“В ходе истории произошло сближение народов по быту и мышлению, и, тем не менее, в ядре своем каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления. Соответственно и о едином материальной Вселенной (космос) или Духа (логос) у каждого народа складывается свой образ” (Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. - М.: Издат. группа “Прогресс” - “Культура”, 1995.- с.23).

Нами составлена инвариантная схема этнической картины мира, которая может быть использована при составлении программ по народному искусству. Схема содержит компоненты народной культуры, которые необходимо отображать в процессе изучения народного искусства для формирования у учащихся целостной картины мира. На основе инвариантной схемы можно составить схему конкретной культуры, которая будет учитывать национальные черты, региональные особенности природы, языка, культуры.

Выделенные принципы народного искусства: целостность, коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность обладают воспитательным потенциалом, позволяют приобщать к народной культуре адекватно её традициям. Народное искусство, являясь частью культуры, несет в себе ее ценности, выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям культуры и к самому себе:

  • дает картину мира в слитности чувства и мысли, воссоздает идеальную художественную реальность - образную картину мира, подлежащую усвоению;

  • приобщает к духовным ценностям, отражает религиозные, нравственные ценности, идеалы, традиции, культурно-исторический опыт человечества;

  • способствует выработке художественной общности, через общение создателей произведений искусства и потребителей;

  • включает человека в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает человека с природной  средой, помогает осознать единство с миром;

  • способствует социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию учащимися себя как представителя определенной культуры.

Историко-эволюционный диалог предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времён и современностью. Это позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть не только ценности предков (материальные, духовные, эстетические и др.), но и их связь с современностью. Через диалог времен можно проследить параллели в развитии различных культур и искусств. Возвращение к обычаям, традициям и народным праздникам в процессе обучения позволяет соотносить реальное время нашей жизни с временем изучаемой культуры. Благодаря чему народное искусство предстает перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного искусства - как эволюционирующие образы, отражающие ценности национальной культуры.

Регионально-этнический диалог предполагает соотнесение культур разных народов в один временной период. При этом формируются представления: о духовных и материальных ценностях, созданных народом в определенном регионе и в целом; о народном искусстве как художественной системе. Через сравнение можно выявить связи между искусством разных народов, а также увидеть зависимость искусства от природы и климатических условий.

Второй компонент – педагогический, предполагает развитие чувственно-эмоционального, рационально-интеллектуального и волевого начал личности. Гуманизация образования привела к рассмотрению личности как уникальной, к признанию “индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как “коллективного субъекта”, но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом” (Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.- с. 9). 
Чтобы создать условия для творческого развития и самовыражения детей, необходимо создать ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создать условия для продуктивной творческой деятельности. Включение ценностей и традиций, накопленных народом, в воспитательно-образовательный процесс предполагает непременный учет личностных потребностей школьников, их возрастных особенностей. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности для данного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми данного возраста. Важно, чтобы учебный материал соответствовал внутренним потребностям детей, был соразмерен их способности к переработке, был вариативным по годам обучения. 
Проблемное обучение позволяет через внутренний опыты и личное эмоциональное переживание учащихся входить их в мир искусства, не путем пассивной фиксации, а через собственную активность. При этом у детей формируется свое отношение к искусству. Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного искусства происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению. Уровень работ учащихся зависит от умения учителя обеспечить условия, необходимые для творчества, найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя, свои способности и возможности.

Художественное образование в контексте этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения и культурологии. Данный подход позволяет организовать усвоение детьми народного искусства в многонациональной среде более глубоко, через проникновение в природу и законы народного искусства. Подход позволяет воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру, воспринятую не изолировано, а через взаимодействие с культурами других народов.

 

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлены коллективные работы учащихся 1-3 классов в технике бумажная пластика, выполненные к "Неделе национальных культур".

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта