ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА  МИРА

Схема компонентов, которые необходимо учитывать при построении учебной программ с целостным подходом к изучению народной художественной культуры 

Объект

Предмет

Отражение объекта в жизни 

Человек

Представления о человеке

 

·      Представления о происхождении человека (мифы, легенды, фольклор о происхождении жизни человека).

·       Обряды, связанные с жизненными циклами человека (рождение, инициация, свадьба, похороны).

·       Семейные взаимоотношения (отношение к материнству, старости, детям, отцу, знания о родословной).

 

Жилище человека

·       Обряды и поверья связанные с домом. Выбор места для дома. 

·      Отражение модели мира в жилище. Структура жилища (жилые и нежилые помещения, дополнительные постройки). Расположения предметов внутри дома (“красный угол”, домашний очаг  - “центральная ось” жилища).

Человек и общество

Медицина

·       Представители врачевания: лекари, ясновидцы, знахари, повитухи и др.

·       Методы врачевания: рациональные (использование продуктов растительного, животного, минерального происхождения) и иррациональные (предсказания, обереги, заклинания, ворожба)

 

Воспитание

·       Воспитательные традиции: система поощрения и наказания, запреты, правила этикета, благопожелания.

·       Цель народной системы воспитания - идеал “совершенного” человека.

 

Хозяйственная деятельность

·       Орудия труда и бытовая утварь.

·       Национальная кухня. Пища: повседневная, праздничная, обрядовая, священная.

·       Национальная одежда (комплексы костюмов).

 

Искусство

·       Декоративно-прикладное искусство. Отражение трехчастной модели мира в предметах ДПИ. Язык знаков и символов, символика цвета. Ремесла на основе обработки материалов: глины, дерева (кора, корни, древесина), соломы, железа, шерсти, растительных волокон и др.

·       Фольклор (поэтический, музыкальный (песенный, инструментальный)). Танец.

·       Синкретичность искусства - праздники, игры, обряды.

Человек и природа

Представления о природе

·       Представления о Вселенной, о времени и пространстве. Астрономия: представления о возникновении и существовании Земли и небесных тел. Обряды поклонения небу, солнцу, связанные с погодой, явлениями природы. Метеорология. Календарь летоисчисления. Метрические системы.

·       Представления о строении Земли. Трехчастная модель мира. Отношение к воде, земле, огню, воздуху.

·       Представления о происхождении всего живого. 

·       Тотемизм, поклонение и обряды, связанные с живыми существами.

 

Хозяйственное использование природы

·       Использование природных ресурсов: охота, рыболовство, бортничество и др.

·       Хозяйственная деятельность и технологии переработки: животноводство, земледелие, скотоводство и др.

Бог и человек 

Система религиозных воззрений

·       Бог или система (иерархия) богов (полубоги, посланники бога на земле, проповедники - служители культа).

·       Религиозные представления и суеверия, отражающиеся во всех сферах деятельности человека: бытовой, культурной, обрядовой, художественной, межличностной и др.


назад
на страницу Этнопедагогика в художественном образовании

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта