Тезаурус (мини словарик) разъясняет
некоторые используемые на сайте понятия.
Педагогическая
концепция
и
педагогическая
программа. В образовании
часто называют программой “все подряд”.
Составит учитель блок уроков по теме и
называет их интегративной
инновационной программой, но подборка
даже самых интересных уроков не может
являться программой и тем более
концепцией. Невозможно составить
программу без разработки
концептуальных положений. Педагогическая
концепция
- теоретическое обоснование целей и
задач образования по отношению к
обучающемуся, предполагает разработку: коммуникативной
стратегии - типа учебного общения, видов
учебной деятельности - что должен делать
обучающийся, психолого-педагогическое
обоснование деятельности включенных в
педагогический процесс субъектов (учитель,
ученик).
Педагогическая
программа
- целостный и простроенный в логике
концепции учебный материал,
соответствующий интересам и возрастным
особенностям детей, конкретные методы
обучения в соответствии с концепцией. В
рамках одной концепции может быть
написано несколько программ, но не может
быть несколько концепций у одной
программы.
Проблемное
обучение - "обучение при котором
преподаватель, систематически создавая
проблемные ситуации и организуя
деятельность учащихся по решению
учебных проблем, обеспечивает
оптимальное сочетание их
самостоятельной поисковой деятельности
с усвоением готовых выводов науки.
Проблемное обучение направлено на
формирование познавательной
самостоятельности учащихся, развитие их
логического, рационального,
критического и творческого мышления и
познавательных способностей" (Российская
педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл.
ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998 - с.197).
Проект
- целенаправленная коллективная (или
индивидуальная) деятельность,
ограниченная временными рамками и
направленная на изменение
проектируемого объекта (предмета,
пространства, среды, ситуации) с
предполагаемым результатом,
осуществляемая на основе мышления и
рефлексии собственной деятельности.
Развивающее обучение,
"направление в теории и практике
образования, ориентирующееся на
развитие физических, познавательных и
нравственных способностей учащихся
путём использования их потенциальных
возможностей" (Российская
педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл.
ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998 - с.242). Основы теории были
заложены Л.С.Выготским, который
обосновал теорию об отношении процессов
обучения и внутренних процессов
развития. "По Выготскому, всякая
высшая психическая функция в развитии
ребёнка появляется дважды - сперва как
деятельность коллективная, социальная,
а второй раз как деятельность
индивидуальная, как внутренний способ
мышления ребёнка. ... Существенным
признаком обучения является то, что оно
создаёт зону ближайшего развития, т.е.
вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и
приводит в движение ряд внутренних
процессов развития... С этой точки зрения
обучение не есть развитие. Но, правильно
организованное, оно ведёт за собой
детское умственное развитие, вызывает к
жизни ряд таких процессов, которые вне
обучения вообще сделались бы
невозможными. Обучение есть, таким
образом, внутренне необходимый и
всеобщий момент в процессе развития у
ребёнка не природных, но исторических
особенностей человека" (Там же, с.242).
Теория Л.С.Выготского была проверены и
адаптирована для практики массовой
школы двумя научно-практическими
коллективами созданными Л.В.Занковым и Д.Б.Элькониным.
Системомыследеятельностный
подход разработан методологической
группой под руководством Г.П.Щедровицкого.
Подход предполагает "возникновение
производительной коммуникации между
"носителем опыта деятельности" и
"неофитом", вопрос, обращенный к
носителю опыта о том, как он
осуществляет ту или иную
мыследеятельность, требует от него
выхода в рефлексию (рефлексивную
позицию).
Обращение этой рефлексии на те
или иные аспекты осуществляемой
мыследеятельности (в зависимости от
целей обучения-воспитания и концепции
педагогической деятельности), попытки
зафиксировать эти аспекты в
объективированных формах и, наконец,
появление фигуры "посредника" -
профессионального педагога, берущего на
себя функцию нормативного описания
деятельности и обеспечения процессов её
усвоения - вот те ключевые "узлы",
которые задают
системомыследеятельностную картину
педагогической ситуации" (П.Г.Щедровицкий.
Очерки по философии образования (статьи
и лекции), М., 1993. - с.138-139). "Основным
результатом актов проектной
мыслекоммуникации представителей
различных систем мыследеятельности
является появление новых типов
общественных связей, которые реально
удерживает коммуницирующий
проектировщик. Эти новые связи
возникают за счет того, что
проектировщик вводит в сознание
коммуникантов нормативное видение
будущего" ( Громыко Ю.В.
Проектирование и программирование
развития образования, М.:МАРО, 1996. - с.28).
Традиционно под содержанием
образования понимается изучаемый
учебный материал, ЗУНы (знания, умения и
навыки). Современное содержание
образования предполагает не
только совокупность изучаемого
материала, но и способы деятельности, стратегии коммуникации.
Этнопедагогика
- "наука исследующая воспитательный
опыт народа, его педагогические
воззрения, наука о педагогике быта, о
педагогике семьи, рода, племени и нации,
... наука об эмпирическом опыте
этнических групп в сферах воспитания и
образования детей, морально-этических,
эстетических воззрений на исконные
ценности семьи, рода, племени,
народности, нации, контроля и коррекции
поведения, его мотивов внутри этноса,
межэтнических оценок и поведения,
отношения к природе. Этнопедагогика
объясняет народную педагогику и
предлагает пути её использования в
современных условиях, собирает и
исследует опыт этнических групп,
основанный на многовековом, естественно
развивающемся соединении народных
традиций" (Волков Г.Н. Этнопедагогика:
предмет, проблемы, современные поиски /Становление
этнопедагогики как отрасли
педагогической науки. - Элиста, 2003.- с.22-23)