Уважаемый коллега, если вы ждёте, что сейчас будет описание того, какие
программы плохие, а какие хорошие, то должна Вас разочаровать. Такой информации не будет. Каждая программа
хороша или плоха в зависимости от Ваших целей.
Если вы хотите научить ребенка академическому рисованию с натуры, то для этого лучше подходит одна
программа, если вы хотите научить ребенка сопереживать, видеть прекрасное и удивляться ему, то этим целям больше
отвечает другая программа, если вы хотите чтобы ваш ребенок научился понимать и анализировать произведения
изобразительного искусства, для этого лучше подойдет третья программа.
В настоящее время нет программы, которая бы отвечала сразу всем целям. Поэтому Вам
решать, какая программа лучше для Вас.
Что же приоритетней для современного образования?
Изменения, в общественной, экономической и других сферах жизни, постоянно приводят к смене приоритетов в области образования. В
современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией,
мыслящие, анализирующие, способные
самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе.
Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций,
культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей,
рефлексирующей личности.
Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования.
Нижеприведенная схема поможет Вам проанализировать действующие программы и концепции, соотнести их с современным содержанием
образования.
Единица
содержания образования |
Тенденции
традиционного образования |
Требования
современного образования |
Цель
образования |
Усвоение
ЗУНов (знаний, умений и навыков)
|
Обеспечение
условий для самоопределения и
самоорганизации человека.
Приобщение к культуре через
культурные дискурсы |
Ведущий
способ обучения |
Репродуктивный,
объяснительный, догмативный, |
Проблемно-задачный,
коммуникативно-
деятельностный
|
Позиция
педагога |
Авторитарный
транслятор, лектор
|
Тьютор
- организатор события, диалога.
Инициатор образовательного
пространства |
Позиция
ученика |
Ученик
- обучаемый субъект |
Ученик
- субъект познавательной
деятельности
|
Новообразования
у ученика |
В
большей степени активизируется
память |
Активизируется
мышление, понимание, сознание |
Схема составлена по материалам доклада “Философия образования” к.п.н. С.П.Лавлинского.
Министерством образования утверждены следующие программы по изобразительному искусству для
общеобразовательной школы.
Концепция "Школа рисунка - графическая грамота". Авторы концепции Ростовцев Н.Н., Кузин В.С.
В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов "Изобразительное
искусство". Авторы программы - Кузин В.С., Щорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатова
С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н. В рамках концепции существует также
несколько программ для школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Концепция "Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной".
Автор концепции Неменский Б.М. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов
"Изобразительное искусство и художественный труд". Авторы программы - Неменский
Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.
Концепция "Основы народного и декоративно-прикладного искусства".
Автор концепции Шпикалова Т.Я. В рамках концепции существует программа для 1 - 8 классов
"Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
(для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). Авторы - Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М.,
Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др.
Концепция "Полихудожественного развития школьников".
Автор концепции Юсов Б.П. В рамках концепции существует интегративная программа "Изобразительное искусство
и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов. Автор программы Савенкова Л.Г.
Концепция "Система развивающего обучения". Авторы концепции Эльконин Д.Б.,
Давыдов В.В. В рамках концепции существует программа для 1 - 3 классов
"Изобразительное искусство и художественный труд".
Автор - Полуянов Ю.А.
Программы перечислены в хронологическом порядке (по мере их возникновения). За время существования концепций менялся
творческий коллектив авторов программ, варьировались сами программы, но общие принципы остались неизменны. На сайте Вы
можете посетить странички с информацией по каждой из программ, прочитать краткий обзор и получить общие представления о
программе. Подробную информацию по программам, вы найдете в книгах, указанных в обзорах программ.
Министерством образования также утверждена факультативная программа для
1 - 3 классов "Мир цвета, звука, слова" и 5 - 9 классов "Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и
дизайна". Это единственная официально утверждённая факультативная программа. Автор программы Полищук С.А. Данная программа
может быть использована в школах с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а также в системе художественного
дополнительного образования.
Существует множество авторских программ и курсов, которые не утверждены официально, но по которым
работаю педагоги на базе экспериментальных площадок. С некоторыми из таких программ Вы можете познакомиться на
странице "Авторские".
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице представлены работы: "Маки", подражание Ван Гогу, гуашь. Зингер Юлия, 15 лет.
"Пингвины", гуашь. Варфоломеева Карина, 8 лет. |