morevaol@mail.ru

 

Уважаемый коллега, если вы ждёте, что сейчас будет описание того, какие программы плохие, а какие хорошие, то должна Вас разочаровать. Такой информации не будет. Каждая программа хороша или плоха в зависимости от Ваших целей. 
Если вы хотите научить ребенка академическому рисованию с натуры, то для этого лучше подходит одна программа, если вы хотите научить ребенка сопереживать, видеть прекрасное и удивляться ему, то этим целям больше отвечает другая программа, если вы хотите чтобы ваш ребенок научился понимать и анализировать произведения изобразительного искусства, для этого лучше подойдет третья программа. 
В настоящее время нет программы, которая бы отвечала сразу всем целям. Поэтому Вам решать, какая программа лучше для Вас.

Что же приоритетней для современного образования? 
Изменения, в общественной, экономической и других сферах жизни, постоянно приводят к смене приоритетов в области образования. В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе.

Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей, рефлексирующей личности. 

Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования. Нижеприведенная схема поможет Вам проанализировать действующие программы и концепции, соотнести их с современным содержанием образования.

 

Единица содержания образования Тенденции традиционного образования Требования современного образования
Цель образования Усвоение ЗУНов (знаний, умений и навыков)

 

Обеспечение условий для самоопределения и самоорганизации человека. Приобщение к культуре через культурные дискурсы
Ведущий способ обучения Репродуктивный, объяснительный, догмативный,

Проблемно-задачный, коммуникативно- деятельностный

Позиция педагога Авторитарный транслятор, лектор

 

Тьютор - организатор события, диалога. Инициатор образовательного пространства
Позиция ученика Ученик - обучаемый субъект

Ученик - субъект познавательной деятельности

Новообразования у ученика В большей степени активизируется память  Активизируется мышление, понимание, сознание

Схема составлена по материалам доклада “Философия образования” к.п.н. С.П.Лавлинского.

Министерством образования утверждены следующие программы по изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота". Авторы концепции Ростовцев Н.Н., Кузин В.С. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов "Изобразительное искусство". Авторы программы - Кузин В.С., Щорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатова С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н. В рамках концепции существует также несколько программ для школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Концепция "Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной". Автор концепции Неменский Б.М. В рамках концепции существует программа для 1 - 9 классов "Изобразительное искусство и художественный труд". Авторы программы - Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

Концепция "Основы народного и декоративно-прикладного искусства". Автор концепции Шпикалова Т.Я. В рамках концепции существует программа для 1 - 8 классов "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства" (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). Авторы - Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др.

Концепция "Полихудожественного развития школьников". Автор концепции Юсов Б.П. В рамках концепции существует интегративная программа "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов. Автор программы Савенкова Л.Г.

Концепция "Система развивающего обучения". Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.  В рамках концепции существует программа для 1 - 3 классов "Изобразительное искусство и художественный труд". Автор - Полуянов Ю.А.

Программы перечислены в хронологическом порядке (по мере их возникновения). За время существования концепций менялся творческий коллектив авторов программ, варьировались сами программы, но общие принципы остались неизменны. На сайте Вы можете посетить странички с информацией по каждой из программ, прочитать краткий обзор и получить общие представления о программе. Подробную информацию по программам, вы найдете в книгах, указанных в обзорах программ.

Министерством образования также утверждена факультативная программа для 1 - 3 классов "Мир цвета, звука, слова" и 5 - 9 классов "Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и дизайна". Это единственная официально утверждённая факультативная программа. Автор программы Полищук С.А. Данная программа может быть использована в школах с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а также в системе художественного дополнительного образования.

Существует множество авторских программ и курсов,  которые не утверждены официально, но по которым работаю педагоги на базе экспериментальных площадок. С некоторыми из таких программ Вы можете познакомиться на странице "Авторские".

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлены работы: "Маки", подражание Ван Гогу, гуашь. Зингер Юлия, 15 лет. 
"Пингвины", гуашь. Варфоломеева Карина, 8 лет.

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта