Проектная
работа в школе по созданию дизайна школы
и
организации выставок художественных
работ учащихся.
Популярные
сейчас во многих странах проектные
технологии всё чаще используются в
Российском образовании. Введение
проектных технологий не отменяет
традиционных способов организации
учебной деятельности, а лишь расширяет
диапазон возможностей.
Проектные формы
работы позволяют учащимся
самостоятельно формировать в процессе
деятельности коммуникативные навыки и
навыки коллективной работы, усваивать
социальные знания и культурные нормы,
учиться анализу, постановке проблемы,
рефлексии, планированию деятельности,
формам организации деятельности и
способам действия. При этом каждый
участник проекта может двигаться по
индивидуальной образовательной
траектории.
Отличие
проектной деятельности от других форм
работы заключается в направленности проекта на
преобразование настоящего с целью
изменения его в будущем. Преобразование
осуществляется на основе мышления и
рефлексии и направлено на развитие
проектируемого объекта (предмета,
пространства, среды) или создание нового
объекта.
Школы
часто испытывают потребность в
оформлении и дизайне школьного
пространства, но у администрации нет
материальных средств для привлечения
специалистов. Вовлечение учащихся в
проектную деятельность по организации
школьного пространства и созданию
дизайна школы является одним из
способов решения данной проблемы. Художественная
деятельность учащихся может быть
основой для организации проектной
работы в школе.
Проекты художественной
направленности бывают различными по
типу деятельности: исследовательские и
организационные. Проекты
подразделяются по сфере деятельности на
предметные (в рамках предмета
изобразительное искусство), социальные (вне
урочной системы и учебной программы) и
комплексные (от предмета к социально-культурной
ситуации или от ситуации к заказу на
предмет).
Например, предметным проектом
может быть организация выставки
художественных работ учащихся, или
проект по изготовлению книги с
рисунками и текстами учащихся. Темой
социального проекта может являться
дизайн и оформление школы, проект по
оформлению детского садика, детского
дома; проект по подготовке школьного
праздника, изготовлению декораций и
костюмов к школьному спектаклю.
Возможны
различные схемы организации этапов и
цикла проектной деятельности.
Рассмотрим примерный цикл проектной
деятельности, на основе которого
можно организовать различные проекты
художественной направленности, в
частности проект по оформлению школы.
-
I
этап. Примерный выбор темы проекта и
проектируемого объекта организаторами (учителя
или учащиеся) проектной деятельности.
Разработка концепции.
-
II
этап. Привлечение в проект первой
группы участников из числа учащихся, в
последующем координаторов проектной
деятельности. Семинар по анализу
существующей ситуации и постановке
проблемы. Выделение потребности в
изменении ситуации и выбор
проектируемого объекта.
-
III
этап. Планирование деятельности
учащимися-координаторами: определение
цели проекта, постановка задач по
реализации цели, определение способов
реализации цели и задач, определение
направления и объема проектных работ,
прогнозирование предполагаемых
результатов, определение состава
участников проектной группы,
календарное и организационное
планирование.
-
IV
этап. Привлечение учащимися-координаторами
новых участников в проектную
деятельность из числа учащихся.
Участники-координаторы проекта
разрабатывают семинар, диспут или
другое коллективное мероприятие для
того чтобы заинтересовать других
учащихся и привлечь их в проект.
-
V
этап. Коллективный
семинар-погружение участников и
координаторов проекта. Семинар проходит
в 1-3 дня и завершается после того, как
начинают повторяться высказываемые
участниками мысли и идеи. После
завершения семинара-погружения все
участники проекта определяются с темами
и направлениями индивидуальных и
групповых художественно-творческих
работ.
-
VI
этап. Выполнение художественно-творческих
работ участниками проекта.
Художественные работы выполняются
участниками в среднем в течение одного -
трех месяцев, но при желании и
заинтересованности эта работа может
быть продлена на больший срок.
-
VII
этап. Открытая презентация-представление
выполненных художественных работ.
Представление может проходить в форме
конференции, выставки,
театрализованного действа и др.
-
VIII
этап. Координаторы проектной
деятельности составляют отчеты о
функционировании проекта на всех его
стадиях. Все участники проекта
обсуждают итоги проектной деятельности,
анализируют изменения, произошедшие в
существующей ситуации, через изменение
проектируемого объекта.
Рассмотрим
реальный проект, который был
организован на основе данного цикла
проектной деятельности. Проект «Организация
и оформление пространства школы»
проводился на базе НОУ “Школа “Бакалавр”
(г. Москва) в ноябре 2000 г. - мае 2001 г.
Организатор-координатор
проекта - учитель изобразительного
искусства занимался примерным
предварительным планированием
проектной деятельности.
Координаторы
и участники проекта - учащиеся 5-8
классов занимались поэтапным подробным
планированием циклов проекта, вносили
изменения во время деятельности.
Цель
минимум проектной деятельности -
создание разновозрастной группы
учащихся для разработки стратегии
организации, оформления и дизайна
школьного пространства и воплощения (реализации)
замысла.
Цель
максимум по отношению к учащимся -
формирование коммуникативных навыков и
навыков коллективной работы, развитие
мышления и таких умений как постановка
проблемы, анализ ситуации, планирование
и организация деятельности и способов
действия.
Задачи
проекта по отношению к участникам.
- Формирование способности к адаптации,
изменению среды и созданию новой
социально-культурной среды.
- Формирование умения видения и
постановки проблемы, разработки
вариативных подходов к решению
проблемной ситуации.
- Формирование культуры мышления,
культуры внимательного слушания и
культуры «осознанного слова».
- Развитие
воображения, фантазии, навыков
художественно-творческой деятельности,
способности творчески самовыражаться,
используя различные художественные
языки и средства.
- Приобретение знаний о проектируемом
объекте в самостоятельной творческой
деятельности путем рассмотрения
объекта с точки зрения различных видов
искусства.
Описание этапов
проектной деятельности
Анализ
ситуации
Участники-координаторы
проекта выбрали для разработки
направление, связанное с дизайном и
художественным оформлением
пространства школы. Вначале было решено
собрать всю имеющуюся информацию по
данной проблеме. Было
проведено анкетирование (анкету
составили учащиеся) - предварительное
исследование-опрос среди учащихся и
сотрудников школы, целью которого было
выявление в школе мест, где учащиеся и
сотрудники ощущают себя комфортно и
некомфортно. Результаты
опроса были обработаны и перенесены на
составленный учащимися план школы.
Разным цветом были помечены зоны (кабинеты,
лестницы, рекреации и пр.), где учащимся и
сотрудникам приятно находиться, где они
чувствуют себя комфортно, нейтральные
зоны и зоны некомфортные для учащихся и
сотрудников школы.
Участники-координаторы
проекта посетили другие школы: школу
Самоопределения А.Н.Тубельского, школу
Развивающего обучения №1133, школу №1174.
Целью экскурсий было ознакомление с
художественным оформлением школ (выполненным
учащимися), изучения различных
вариантов оформления школ. Участники-координаторы
проекта выпустили газету с фотографиями
и сочинениями, рассказывающими об
экскурсиях в другие школы. Газета
привлекла новых участников в проект.
Постановка
проблемы
Результаты
экскурсий и анкетирования обсуждались
на проектных занятиях. Рассматривалась
схема школьного здания с нанесёнными на
неё зонами, где учащиеся и сотрудники
ощущают себя комфортно и некомфортно.
Были выдвинуты различные гипотезы
объяснения схемы и предлагались
варианты изменения и улучшения
некомфортных зон в школе.
Проектная
группа пришла к выводу, что должна
существовать взаимосвязь между
концепцией школы и её оформлением.
Участники проекта поставили перед собой
цель создания в школе максимально
комфортной среды, при которой учитель
может полноценно делиться своими
знаниями, а ученику будет интересно и
радостно учиться.
Возникло
множество вопросов, которые обсуждались
участниками проекта, вследствие чего
была выделена группа вопросов наиболее
важных для проектировщиков:
- В
каком стиле должна быть оформлена наша
школа? Школа - наш дом, а по оформлению
дома можно судить о вкусах, интересах и
увлечениях его хозяина.
- Как
должна выглядеть школа будущего,
идеальная школа?
- Какой
должна быть наша школа, что главное в ней
и её концепции?
- Как
отразить концепцию школы в оформлении
школьного пространства?
- Чем
отличается «дух», характер нашей школы
от других школ?
- Есть
ли что-то, что отличает учеников и
учителей нашей школы от учителей и
учеников в других школах? Как
подчеркнуть нашу индивидуальность в
оформлении школы?
- Что
мы можем сделать для оформления школы,
изменения её облика?
- Для
ответа на эти вопросы была изучена
концепция школы.
Было
принято решение составить схему общего
пространства школы. Ведь школа это не
только здание и классы, но и учащиеся,
учителя и сотрудники. Поэтому дизайн
может включать и разработку моделей
одежды и образцов печатной рекламной
продукции.
Проектный
замысел
Помимо
имеющейся схемы комфортных и
некомфортных зон в школьном здании, была
составлена схема всего школьного
пространства. Школьное пространство
было разделено на три части.
- Внутреннее
пространство школы: классы, коридоры,
лестницы, столовая, библиотека,
рекреации, спортзал, актовый зал,
игровая комната, комната отдыха, и пр.
- Внешнее
пространство школы - пришкольная
территория: пришкольный участок,
игровая площадка, зона отдыха.
- Люди
(ученики, учителя, персонал) в школе. Их
одежда и школьные принадлежности,
сувенирная продукция и др.
Составленные
схемы (схема школьного здания с
благоприятными и неблагоприятными
зонами, схема школьного пространства)
помогли лучше представить, что
участники проекта смогут изменить и
переоформить как художники.
Предлагались различные замыслы
художественного оформления и изменения
школьного пространства, которые
предполагалось реализовывать
координаторами и участниками
проекта с подключением других учащихся
школы.
Реализация
замысла
Все
учащиеся, включенные в проектную
деятельность, поделились на
тематические группы:
- оформлению школьной столовой
коллективным панно;
- оформление лестничного пространства
шторами в технике “Батик”;
- создание школьного перелистного
календаря на год с художественными
работами учащихся и символикой школы.
Каждая
проектная группа выполняла свой проект
в рамках общей тематики - оформление
школьного пространства. Художественно-творческие
работы выполнялись участниками проекта
на занятиях в художественных студиях и
кружках школы с привлечением других
учащихся школы.
Подведение
итогов работы После
завершения художественных работ, было
организовано открытое обсуждение,
выставка и последующая их установка.
Данный
проект является комплексным, т.к.
осуществляется от изменения социально-культурной
ситуации к заказу на предмет.
Первоначально учащиеся составляют
концепцию обновления школьного
пространства, а затем выполняют
конкретные художественные работы в
кружках и художественных студиях школы.
Возможен
комплексный проект художественной
направленности, который строится,
наоборот, от предмета к изменению
социально-культурной ситуации. Учителя
изобразительного искусства, как правило,
сами оформляют выставки художественных
работ учащихся, выполненных на уроках и
занятиях в художественных студиях.
Тогда как, при создании школьной
выставки можно вовлечь учащихся в
интересную и развивающую проектную
работу и организовать выставку
совместно с учащимися. Учащиеся могут не
только оформить свои живописные,
графические и другие работы, но и
разбить работы на темы (залы),
организовать пространство вокруг работ
различными конструкциями и элементами
декораций, соответствующими стилю и
содержанию работ. Можно продумать и
организовать театрализованное открытие
выставки, написать
сценарий экскурсии по выставке.
Проект
по организации выставки может быть
выполнен в рамках урочных занятий, т.е.
является предметным. Такой проект был
организован на базе НОУ “Школа “Бакалавр”
(г. Москва) в октябре - ноябре 2002 г.
Проектная работа была организована на
занятиях с учащимися 1-3 классов в студии
«Оригами и бумажная пластика». Каждый
класс на занятии делал слона -
коллективную работу в технике бумажная
пластика. Весь класс принимал участие в
его “рождении”, каждый учащийся внес в
общую работу свою частичку. Кто-то
вырезал и склеивал ноги с туловищем, кто-то
голову, другие делали хвостик и глазки.
Все вместе придумывали и вырезали
элементы орнамента для попоны,
составляли из них общий узор на ковре.
Потом ребята захотели сочинить
рассказы про своих слонов. Каждый класс
на уроке придумал имя для своего слона и
сочинил коротенький рассказ о нём. Вот
некоторые из придуманных ребятами
историй.
РОБИН
Слона
Робина сделали ребята 3”В” класса. Они
придумали историю про своего слона.
Робин живет в Индии. Он очень добрый слон
и у него много друзей. Робин большой
лакомка. Особенно он любит молодой
бамбук и сочную траву, которая растет
возле реки. После еды ему нравится
поваляться в теплой грязи в маленьких
лужицах. Робин не только купается и
кушает вкусную траву, но и помогает
людям таскать деревья. Когда-то давно он
даже возил короля индийского племени.
Еще Робин очень талантливый слон, потому
что он умеет рисовать и играет на трубе в
слоновьем ансамбле. Вечером, после
работы и всех дел Робин общается со
своими друзьями. У него много знакомых
слонят, с которыми он играет в мяч и в
догонялки. А вот в прятки ему не нравится
играть, т.к. он самый большой среди
друзей и его всегда видно из-за деревьев.
Приходится все время водить. Кому же
такое понравится?
ДЖАМБО
Слоненка
Джамбо придумали и сделали ребята 1 “В”
класса. Он еще маленький, но уже очень
сильный и смелый, всегда защищает слабых.
Джамбо родился в красивом лесу в Индии,
но сейчас он живет в зоопарке в Англии.
Сотрудники зоопарка заботятся о нем,
хорошо его кормят и Джамбо не приходится
самому искать себе еду. У слоненка есть в
зоопарке друзья, с которыми он играет, но
иногда ночью ему снится Индия и родной
лес. Во сне он собирает кокосы и бананы с
деревьев. Деревья высокие, маленький
Джамбо не дотягивается до плодов, ему
приходится подпрыгивать и слоненку
кажется, что он научился немного парить
в воздухе. Вот бы научиться летать...
Позже
была организована выставка слонов.
Рядом с каждым из слонов была табличка с
его именем и рассказом о его жизни. Над
слонами висел кармашек с анкетами для
голосования и ящик для заполненных
анкет. Анкеты придумали сами ребята на
занятиях. Всем учащимся школы было
предложено проголосовать за
полюбившегося слона, а также
предоставлена возможность дописать
несколько строк и продолжить историю о
понравившемся слоне. Предлагалось
написать про увлечения, интересы и жизнь
понравившегося слона, описать какой-то
случай, произошедший с ним. Через
несколько недель ребята определили
слона победителя, набравшего большее
количество баллов. Были вывешены итоги
голосования и новые истории про слонов
со списком авторов.
РОБИН
(продолжение)
Робин
был самым большим слоном (Саша В.). Когда
он был маленький, он тоже был большого
роста и его все дразнили Робин-Бобин-Барабек.
Но Робин поднял бревно и помог детям
пройти. После этого он стал героем и его
больше никто не дразнил (Настя К.). Сперва
Робин жил в Джунглях и перевозил на себе
людей через реку (Дима Д.), при этом он
любил пускать фонтанчики из хобота и
поливать водой других слонов (Николь Л.).
Затем он стал “крутым” (Давид М.) и много
путешествовал (Ксения Р.). Однажды Робин
узнал, что у него есть два брата: Джек и
Джамбо. Он поехал их искать, а когда
братья встретились, то очень
обрадовались, что нашли друг друга (Лиза
У.). Они подружились и стали самыми
лучшими друзьями (Виктория Б., Ксения Р.).
Робин очень любил сладкое, но друзей он
любил больше. Однажды Робин купил пять
порций мороженого и дал две порции
Джамбо, две порции Джеку и только одно
оставил себе (Настя К.). Т.к. Робин много
ел сладкого, он стал очень толстым и не
мог хорошо ходить. Однажды Робин поехал
в командировку в “Бакалавр”. Там ему
приклеили накладные ресницы и дали
средство для похудения (Ибрагим А.).
Робин сел на диету, ел капусту и кокосы и
скоро похудел (Артем Л.). Он жил долго-долго
(Саша В.) и счастливо (Ибрагим А.). И на
этом сказке конец, а кто читал молодец (Маша
Л.).
Мы
привели лишь несколько вариантов
проектов на основе художественной
деятельности. Тематика проектов может
быть различной. Она зависит от возраста
учащихся, которые будут включены в
проектную работу, их желания, творческих
интересов, талантов. Безусловно, успех
проекта зависит во многом от учителя.
Роль учителя в организации проекта
велика. Он является идеологом проектной
деятельности, определяет стратегии,
направляет деятельность и весь
проектный процесс. Учитель должен
создать мотивацию, включить учащихся в
проект, вовлечь их в процесс
мыследеятельности и творчества.
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице
представлены: коллективные работы по
теме "Слон", выполненные учащимися 1-3 классов в технике бумажная
пластика, фотографии - фрагменты
школьных спектаклей "Мифы древней
Греции" и "Щелкунчик". Декорации
и элементы костюмов выполнялись
совместно с учащимися.
|