morevaol@mail.ru

 

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов общеобразовательной школы разработана Полуяновым Ю.А. Программа составлена в рамках теории (концепции) “Система развивающего обучения”. Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. 
Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. "Развивающее обучение" направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению. 
Авторы концепции отмечают, что "школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям." (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996 - с.6). 
Основополагающим принципом концепции является принцип психологического строения деятельности (А.Н.Леонтьева): потребность - мотив - цель - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу). Реализация этого принципа "происходит благодаря функционированию таких планов деятельности, как чувство (эмоция), восприятие, воображение, мышление, внимание, воля" (Там же, с.155-156). Усвоение теоретических знаний происходит в сочетании учебной деятельности с игрой, трудом и т.д.

Учебная деятельность в программе "складывается из следующих компонентов: мотивации - интереса и желания учиться; действия оценки самим учеником (а не учителем) собственных усилий и их результата; действия контроля за способами своей деятельности; действия моделирования в обобщенных формах осваиваемых явлений и способов деятельности. Все эти учебные действия наиболее полно проявляются в процессе решения учебных задач" (Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- с.40).

Занятия по программе состоят из трех частей: обсуждение законченных работ детей (выполненных на прошлом уроке); решение учебных задач и заданий (введение нового общего способа деятельности); самодеятельность детей. Урок содержит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своим содержанием и типом взаимодействия учителя и ученика.

"1. Стадия подготовки материала к замыслу включает в себя два рода совместной работы учеников с учителем: а) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта и б) освоение способов построения художественной формы. Материал первого рода - это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта - истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) - это свойства бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок... Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.

2. Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Условия задачи (ограничения) задаются сопротивлением материала(жизненного, изобразительного). Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего.  Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.

3. Стадия творчества требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения изображаемому. В акте творчества ребенок как бы "отдает" накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Акт творчества научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Отношения между учителем и учениками на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Знает так, что по первым линиям или пятнам на листе может угадать, что задумано и в каком направлении именно этот ребёнок-автор способен развить и реализовать свой замысел, и тактично помогает ему в этом. Исправление ошибок или принуждение к "правильному" изображению недопустимо. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда они вместе обсудят завершенную работу. Задача учителя - внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе" (Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. - М.: ИНТОР, 1997.- с.15-16).

После каждого урока учитель должен сделать оценку эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия.

Важное место в программе отведено композиции. Автор программы обосновывает подход к развитию у учащихся воображения на уроках изобразительного искусства через освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. "Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают общими способами, имеющими аналоги в других видах искусства, затем способами, специфичными именно для искусства изобразительного. Ознакомление с этими способами на примерах произведений мастеров и применение их детьми в собственных рисунках происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится условием освоения всех последующих. При этом в детскую изобразительную деятельность вводятся основные принципы построения красоты (мера, ритм, симметрия, равновесие, а также другие структурные характеристики гармонии и дисгармонии художественной формы). Главный из них - принцип меры - сначала выступает для детей как отношения мерности по величине, форме, цвету всего того, что изображается и чем изображается (краски, кисти, бумага и др.), и как различение простых отношений: величины (большая - средняя - маленькая), формы (округлая - угловатая - смешанная), цвета (светлый - темный - средней светлоты) и т.п. Затем вводится способ построения ритма как основа достижения соразмерности в композиции. Его продолжает способ построения симметрии (не только всем знакомой зеркальной, но вращения и перемещения) при разных типах отношений между элементами (не только тождества, но и подобия, вариации, контраста). Это позволяет ученикам перейти к более сложному построению композиционного равновесия рисунков, от которого лежит прямой путь к динамическим отношениям композиции, к принципу согласования пропорций не только величин, но и форм, цветов, а главное - пространственных планов. Освоение принципов строения красоты включает ещё две линии обучения, которые реализуются с первых и до последних уроков. Это гармонизация и выразительность цвета и пластичность и выразительность формы очертаний изображений" (Там же, с.19).

В настоящее время программа “Изобразительное искусство и художественный труд” для 1-3 классов находится в Министерстве образования на стадии утверждения. Программа действует в школах работающих по системе развивающего обучения. Автор программы Полуянов Ю.А. продолжает разрабатывать программу для средней школы.

Для создания страницы использовалась литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544с.
  2. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. Кн. для учителя. - М.: Прометей, 1999.- 219с.
  3. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. - М.: ИНТОР, 1997.- 48с.
  4. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- 224с.

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлены работы: "Корабли". Гуашь. Абашвили Георгий, 9 лет.
"Тайна Херсонеса". Гуашь. Борискина Екатерина, 6 лет.

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта