morevaol@mail.ru

 

Интегративная программа "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов составлена в рамках концепции "Полихудожественного развития школьников". Автор концепции Юсов Б.П. 
Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания. При этом само искусство воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие.  
В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция основывается на иерархичности искусств - иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка.  Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств. 
Например, "первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым, по степени обобщенности, на уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через ... слова вводятся - на несловесном, сенсорном уровне - театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец ..., затем - визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, - музыкальное звучание, ... развивающееся в пространстве, и цвете как светопись" (Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - с.74). 
Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.

Автор программы "Изобразительное искусство и среда" (природа, пространство, архитектура) Савенкова Л.Г. Программа направлена на формирование у учащихся понимания единой природы искусства и органической связи видов искусства, понимание различия выразительных средств каждого искусства. "В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастных ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся - самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т.д.; "ребенок и искусство" (умение самому составить "свой" художественный образ объекта через собственное "Я", опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты" ( Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - с.5).

Программа вовлекает детей в сферу предметно-пространственной деятельности. "В младшем школьном возрасте восприятие пространства и среды осуществляется преимущественно как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Поэтому в программе важное место отводится всевозможным игровым формам работы, развитию чувств детей: зрения, слуха, движения (чувство цвета, формы, зрительное представление звука, музыки, двигательное ощущение музыки, развитие наблюдательности, различения звуков, нюансов цвета, настроения), своеобразия настроения в природе, искусстве (цветовое выражение музыки, настроения, фантазии, звуков природы, стихий в природе и др.). ... В среднем школьном возрасте акцент сделан на изучение народного искусства, важное место отводится истории родного края, так как особенности предметов быта и произведений искусства всегда связаны с определенным историческим периодом, стилем, которые выражаются через отношение людей того времени к пространству и наполняющим его предметам, ко всему архитектурно-пространственному окружению в целом. Постепенно, от простого к сложному, с учетом естественной потребности возраста, школьники осваивают способы создания глубинно-пространственного изображения и среды в условиях интеграции различных видов искусств: музыки, литературы, театра, изобразительного искусства" (Там же, с.8-9). Интегрированные занятия предполагают восприятие и изображение музыки, изображение движения через цвет, пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному произведению и др.

"Предусмотрены следующие условия успешного художественно-творческого развития школьников: решение реальных, практически значимых задач; исследовательская работа учащихся, поиск разных путей решения; поощрение импровизации; активное освоение знаний на основе практики их применения; мотивация (личностная, социальная, экологическая и т.д.), внесение творческих побудителей; индивидуальность обучения; учет возрастных особенностей и интересов школьников; поощрение любых творческих поисков и возможно более широкое раскрытие личности ребенка; развитие потребности самовыражения; участие в творческом производительном труде; активация воображения, мысли, чувствования, эмоций детей; взаимопомощь разных способов художественного выражения мысли - через слово, жест, звук, движение; способность видеть красивое в окружающем мире" (Там же, с.9).

"Исходя из общего экологического направления программы, тесной связи обучения искусству с природой, со средой, система занятий опирается на восприятие окружающего мира, в зависимости от времени года, природного цикла, ритма жизни людей, народных традиций и праздников" (Там же, с.9).

Для создания страницы использовалась литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство".- М.: Просвещение, 1995.- 223с.

  2. Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - 75с.

  3. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлена коллективная работа "Золотая осень". Аппликация. 
Амзеева Алина, 8 лет, Горлова Анна, 8 лет, Завьялов Константин, 8 лет, Ковтунович Николай, 9 лет, Максимов Богдан, 7 лет, Манцов Святослав, 8 лет, Мурадов Александр, 9 лет, Сулима Анатолий, 8 лет. 

На данной странице представлена работа "Снег танцует". Гуашь. 
Борискин Алексей, 6 лет. 

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта