morevaol@mail.ru

 

Программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.” разработана группой ученых под научным руководством Шпикаловой Т.Я. 

Программа составлена для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.  Авторами программы являются Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н., Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др. Основная цель программы - это развитие личности школьника на национальной основе.

"Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры - её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием. 
Системность народной культуры состоит в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Эти связи можно представить в виде стержневых параметров: таких как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем" (Изобразительное искусство: ... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - с.54).

Принцип построения разделов программы. В основу интеграционного курса таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению,  положен синкретический характер народного искусства.

1-4 классы

Часть I. Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство

Раздел 1. Основы художественного изображения. Развитие у ребенка понимания, что все виды изображения связаны с природой.

Раздел 2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды. Формирование понимания единства человечества на Земле, что все народы мира связаны между собой.

Раздел 3. Народный орнамент России: Творческое изучение в процессе изображения. Постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, умение видеть и выделять красоту и особенности своего края.

Раздел 4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла). "Прикосновение руками и душой" к бытовым традициям жизни региона, страны.

Часть II. Устное народное творчество.

Раздел 1. Учебный материал воспринимаемый изустно (изустность - первый и обязательный признак фольклора).

Раздел 2. Учебный материал для обучения чтению. Знакомство с неограниченными вариативными возможностями устной народной поэзии, произведениями русской классики, созданным по народным мотивам и сюжетам.

Раздел 3. Детский праздник. Проверка результативности обучения учащихся эстетической восприимчивости искусства в его синкретической народной форме.

5-8 классы

Часть I. Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство

Раздел 1. Основы художественного изображения. Общее и различное в профессиональном (академическом) творчестве и народном творчестве.

Раздел 2. Орнамент - образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве. Рассмотрение связей орнаментального искусства как с древними слоями художественных традиций в истории человечества, так и с более поздними, отражающими черты культурных связей народов.

Раздел 3. Народное искусство России: работа в творческих мастерских. Освоение народных промыслов России: роспись по дереву и др. Знакомство с различными видами региональных промыслов, выявление общих конструктивных принципов и способов художественной реализации принципа единства жизни человека и природы.

Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность. Рассмотрение русской культуры как части мировой культуры через диалог культур. Через многовековую традицию быта и семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

Уроки искусствознания.

Часть II. Музыкально-поэтическое и прозаическое творчество народов. Осмыслению пройденного материала через интегрированный подход к материалу. Усвоение специфических особенностей музыкально-поэтического творчества.

Раздел 1. Народный календарь и космология в русском фольклоре и фольклоре народов мира.

Раздел 2. Народы и их история в мифологии, эпосе, сказке, песне.

Раздел 3. Народная этика, эстетика в семейно-бытовых обрядах.

Данная программа может стать основой для составления местных и региональных программ по народному искусству.

Для создания страницы использовалась литература:

  1. Программы средней общеобразовательной школы. "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (I - IV классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1992.- 80 с.

  2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

 

В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в 
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.  
На данной странице представлены работы в технике росписи по дереву. Матрешки. Мурадов Александр, 9 лет, Берестень Виктория, 11 лет, Фурсова Анастасия, 10 лет, Соляникова Эвелина, 10 лет.
Городецкая роспись. Птицы. Хабибулаева Рената, 8 лет, Пономарёва Екатерина, 8 лет, Красовская Анна, 8 лет.

 

Домашняя   Программы   Уроки   Проблематика   Ссылки   Тезаурус   О себе   Структура сайта