Уважаемый
коллега, если Вы хотите, чтобы на этой
странице была размещена информация о
Вашей программе, Вы можете выслать на
мой электронный адрес morevaol@mail.ru
следующие данные:
-
Фамилия Имя Отчество автора программы,
название программы, на какие классы рассчитана
программа.
-
Описание
принципов построения программы и её содержания.
-
Библиография книг, статей, в
которых можно подробнее познакомиться с программой,
оформленная по принятой в
издательствах форме (см. на данной
странице).
-
Объем
информации
не должен превышать одного печатного листа (шрифт
14, интервал полуторный).
За последние пятнадцать лет
произошли значительные изменения в
области преподавания изобразительного
искусства в школе. Если ранее
существовала одна-две утвержденных
программы по которым могли работать учителя, то в настоящее время
учитель получил большую свободу при
выборе программ. Многие учителя в
специализированных школах, лицеях и
гимназиях создают свои авторские курсы и
программы по которым работают в рамках “экспериментальных
площадок”. В регионах проводятся
конкурсы-фестивали авторских программ. Выпускаются методические
пособия по новым учебным курсам и
программам. В целом программы не имеющие
грифа Министерства образования, можно
разделить на две группы:
-
Программы разработанные авторскими
коллективами ученых на базе научно-исследовательских
центров и институтов по проблемам
художественного образования.
-
Программы и курсы, составленные одним
автором, как правило, обобщающие опыт
работы данного автора.
Программ
таких немало, но чаще всего они не
публикуются или публикуются частными
изданиями в малых тиражах. По этой
причине нет
возможности представить программы
широко, тем не менее, хочу познакомить Вас
с
некоторыми из них.
Программы
разработанные авторскими коллективами
на базе научно-исследовательских центров
и институтов по проблемам художественного
образования
На
базе института Общего и среднего
образования (ИОСО) РАО разработана программа
"Искусство" (изобразительное
искусство и художественная культура)
для 1-9 классов. Программа составлена
творческим коллективом авторов под
руководством Гудилиной С.И. Авторы программы:
Гудилина С.И., Шестакова М.Ф.,
Пономаренко Е.Н., Черемных Г.В.,
Королевская Е.Н., Бондаренко Е.А.
Программа "Искусство"
рекомендована Гуманитарным советом ИОСО
РАО и апробируется в нескольких школах.
Программа "Искусство"
направлена на приобщение учащихся к
духовным и художественным ценностям,
формирование навыков эстетического
восприятия и художественных
практических умений. Программа состоит
из двух частей: 1-4 классы "Искусство и
художественный труд (введение в
художественную культуру)"; 5-9 классы
"Основы понимания искусства". В
начальной школе учащиеся знакомятся с
материальной основой художественной
культуры, видами и жанрами искусств,
средствами выразительности,
художественными материалами и
инструментами, учатся воспринимать и
понимать смысл художественной
информации. Обучение в начальных классах
является подготовительным этапом для
последующего изучения художественной
культуры. В 5-9 классах учащиеся
знакомятся с яркими и характерными
примерами художественного опыта
прошлого и настоящего в параллель
изучения курса "Истории". В 5 классе
изучается художественная культура
Древнего мира, в 6 классе - Средневековья,
в 7 классе - России (до 19 в.), в 8 классе -
исторические стили и художественные
школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство конца 19
- 20 вв.
Подробно
ознакомиться с данной программой Вы
сможете на сайте http://www.art.ioso.ru/index.php
Эта единственная программа по
изобразительному искусству,
представленная в интернете, в рамках
которой осуществляется интерактивное
общение с учителями.
Рыловой Л.Б.
разработаны принципы построения
программы интегративного типа. Принцип
пространственно-временного диалога позволяет
на примере опыта прошлой культуры
увидеть ценности предков и их связь с
современностью, проследить параллели в
развитии различных видов культур и
искусств.
Принцип
целостности, как
совокупности взаимосвязи элементов на
основе необходимой и достаточной
интеграции. Различные виды искусства
должны взаимодополняться,
взаимопроникать друг в друга, помогая
представить мир искусства целостно,
связать его с общей социальной и духовной
картиной мира, с личной жизнью ребенка и
его окружением.
Принцип
открытости и художественно-педагогической
импровизации
предполагает построение процесса
обучения через решение
художественно-поисковых задач, с учетом
личностного проявления отношения
учащихся к затрагиваемым проблемам.
Принцип
модульного ограничения или разумной
достаточности.
Усвоение всего интеллектуального и
духовного опыта невозможно путем
наращивания количества информации.
Необходимо формировать не
энциклопедические знания, а целостное
понимания каждой конкретной культуры,
связей природы, человека и искусства.
Принцип
индивидуализации и творческой
самореализации. Решение
художественно-поисковых задач,
использование методов обучения, которые
позволяют получать новые знания и опыт не
путем пассивной фиксации изучаемой
информации, а в ходе творческой
деятельности, самовыражения на основе
собственного опыта и полученных знаний.
Учет индивидуальных и возрастных
особенностей, самостоятельный выбор
учащимися видов, форм и способов
деятельности. Принцип
новой среды. Под
новой средой понимаются постоянно
меняющиеся требования к
образовательному процессу, его
содержанию и продукту деятельности.
Поэтому программы должны быть гибкими,
учитывать инновации, происходящие в
обществе, ориентироваться на
интересы детей конкретного класса.
На
основе принципов составлена
программа интегративного типа "Изобразительное
искусство и художественная культура"
для 5-7 классов с углубленным изучением
искусства. Авторы программы Морева О.Л.,
Юрина Г.В.
Подробнее
ознакомиться с данной программой Вы
сможете в статье: Морева
О.Л., Юрина Г.В. Изобразительное
искусство и художественная культура. Программа для профильного
класса школы. // Искусство и образование.
Сборник материалов Российской
конференции. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1996.- С.
84-90.
Программы
и курсы, составленные одним автором
Парнах
М.А. опубликовал курс развивающих
занятий "Уроки изобразительного
искусства" для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. В пособии
представлены разработки 34 уроков.
Основой данного курса стали принципы
древней китайской философии Дао (Пути),
"благодаря тому, что она совпадает с
основными чертами детского сознания:
неотделение себя от окружающего мира ("возврат
к естественному") и игра-представление
себя кем-то или чем-то другим ("забыть о
себе"). Поэтому некоторые уроки
начинаются с игры-упражнения
- "зарядки"" (Парнах
М.А. Уроки изобразительного искусства:
Методическое пособие для учителей,
воспитателей и родителей. - М.: Издатель
Рассказов, 2000.- С.3).
Подробнее
ознакомиться с данной программой Вы
сможете в книге: Парнах
М.А. Уроки изобразительного искусства:
Методическое пособие для учителей,
воспитателей и родителей. - М.: Издатель
Рассказов, 2000.- 48с.
Существует
программа "Преподавание
изобразительных видов искусств: живописи,
графики, пластики на основе формальной
композиции". Программа строится на
принципах формальной композиции
разработанных Кандинским В.В. Автор программы
Близнина Е.В.
Данная
программа распространяется автором
через проведение семинаров с учителями. К
сожалению, мы не знаем литературы по этой программе, пишите если у Вас есть
такая информация.
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице
представлена коллективная работа "Серебристая
зима" в технике бумажная пластика -
аппликация. Алексеева Соня, 7 лет,
Богданов Кирилл, 7 лет, Жуков Максим, 7 лет,
Локтев Кирилл,7 лет, Манукян Милена, 7
лет, Масаев Абубакар, 7 лет, Носова
Екатерина, 7 лет, Ордабаева Медина, 7 лет,
Плотников Артем, 7 лет. |