Концепция
"Школа рисунка - графическая грамота"
(Авторы
концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает
традиции зародившиеся в
дореволюционной методике рисования.
В
основе концепции лежит подход к
обучению разработанный для Академии
Художеств. Одной из главных задач этого
подхода является обучение рисованию с
натуры и реалистической передаче
объектов.
Программа
“Изобразительное искусство” в
рамках данной концепции сильно
изменилась за время своего
существования. Авторами
действующей в настоящее время программы
"Изобразительное искусство"
являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В.,
Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П.,
Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.
Основные
задачи действующей программы:
-
овладение учащимися знаниями
элементарных основ реалистического
рисунка, формирование навыков рисования
с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в
области декоративно-прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации;
-
развитие у детей изобразительных
способностей, эстетического восприятия,
художественного вкуса, творческого
воображения, пространственного
мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание
интереса и любви к искусству.
К
имевшимся в ранее существующей
программе четырем типам
учебных занятий: рисование
с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об искусстве,
сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка,
аппликация с элементами дизайна.
"Рисование
с натуры (рисунок и живопись) включает
в себя также рисование по памяти и по
представлению объектов
действительности карандашом, а также
акварельными и гуашевыми красками,
пером и кистью. ... В 1 классе детей
учат определять и называть цвета, в
которые окрашены изображаемые объекты,
а во 2 классе знакомят с понятиями
холодных и теплых цветов, а также
цветового тона. В 3-4 классах учителя
продолжают развивать у учащихся умение
видеть гармоничные цветовые сочетания.
... С 4 класса начинается изучение
детьми закономерностей перспективы,
конструкции, светотени, они усваивают
навыки изображения объемных предметов,
находящихся во фронтальной и угловой
перспективе. ... В 5-9 классах учащиеся
продолжают изучать простейшие
закономерности перспективы,
конструктивного строения предметов,
светотени, цветоведения. Они
приобретают навыки изображения объёма
предметов, находящихся во фронтальной и
угловой перспективе" (Программно-методические материалы:
Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С.
Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.:
Дрофа, 2001
- с.14-15).
"Рисование
на темы - это рисование композиции на
темы окружающей жизни, иллюстрирование
сюжетов литературных произведений,
которое ведется по памяти, на основе
предварительных целенаправленных
наблюдений, по воображению и
сопровождается выполнением набросков и
зарисовок с натуры. В процессе рисования
на темы совершенствуются и закрепляются
навыки грамотного изображения
пропорций, конструктивного строения,
объёма, пространственного положения,
освещенности, цвета предметов" (Там
же, с.17).
"Обучение
декоративной работе осуществляется в
процессе выполнения учащимися
творческих декоративных композиций,
составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений
на основе образца). Учащиеся знакомятся
с произведениями декоративно-прикладного
искусства. ... Понимание ритма,
гармоничности цветовых отношений,
зрительного равновесия формы и цвета,
полученное учащимися в процессе
декоративной работы, находит затем
применение в различных работах на
уроках трудового обучения: в
аппликациях, плетенках, изготовлении
игрушек, вышивке и т.д." (Там же, с.18-19).
Лепка.
"Основным содержанием этого
раздела является лепка из пластилина (а
где возможно, и из глины) листьев,
деревьев, фруктов, овощей, предметов
быта, птиц и животных с натуры, по памяти
и по представлению. Лепка фигурок
человека по памяти и на темы сюжетов
быта и труда человека" (Там же, с.20).
Аппликация.
" В содержание этого раздела входит
составление цветных наклеенных
рисунков (аппликаций) с натуры овощей,
фруктов, цветов, животных, фигуры
человека, составление сюжетных
композиций и декоративных работ" (Там
же, с.20).
Беседы
об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас основаны на
показе произведений искусства. Беседы
воспитывают у детей интерес к искусству,
любовь к нему, расширяют представления
об окружающем мире. ... Ознакомление с
произведениями изобразительного
искусства производится в начале или в
конце урока в течение 8-10 минут; как
правило, два-три произведения (или три-четыре
иллюстрации). С 4 класса для бесед
выделяются специальные уроки; в одной
беседе можно показывать до пяти
произведений живописи, скульптуры,
графики, декоративно-прикладного и
народного искусства" (Там же, с.21).
Авторы
составляют
учебно-методические
комплекты по программе, включающие учебники, рабочие
тетради для школьников и методические
пособия для учителей.
В рамках данной концепции
существуют также программы для школ, гимназий
и лицеев с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла.
-
Программа
“Рисунок” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С.,
Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова Н.С.,
Близнюк Е.А.
-
Программа
“Живопись” для 1-11 классов. Авторы - Кузин В.С., Игнатьев С.Е.,
Ломов С.П., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю.
-
Программа
“Основы живописи” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Нерсисян Л.С.,
Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А.
-
Программа
“Основы дизайна” для 5-9 классов. Авторы - Кузин В.С., Близнюк А.С.,
Сидоренко В.В.
Для
создания страницы использовалась
литература:
-
Программно-методические материалы:
Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С.
Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.:
Дрофа, 2001.- 224с.
-
Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11
кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл.
Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.:
Дрофа, 2001. - 288 с.
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице
представлена работа: "Ваза с цветами".
Роспись по ткани. Урсу Александра, 13
лет.
|