Интегративная
программа "Изобразительное искусство
и среда" (природа, пространство,
архитектура) для 1-11
классов составлена в рамках концепции
"Полихудожественного развития
школьников". Автор
концепции Юсов Б.П.
Согласно
данной концепции, главной целью организации
художественной деятельности является
развитие у учащихся фантазии и
воображения, которые стоят над
творчеством.
Искусство выступает как фактор
целостного воспитания. При этом само
искусство воспринимается целостно, но
не как сумма искусств, а как
организованное определенным способом
взаимодействие.
В противовес
традиционной практике, основанной на
равнозначности искусств, концепция
основывается на иерархичности искусств
- иерархической и полимодальной системе
художественного развития ребенка.
Согласно которой существует
приоритетность определённых видов
искусств в разные возрастные периоды.
Такая иерархия существует как в рамках
одного вида искусства, так и во всем
комплексе искусств.
Например, "первичное
ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной
творческой деятельностью) начинается с
описания словами, с беседы, с овладения
словом (письменным и устным), с его
звучанием, восходимым, по степени
обобщенности, на уровень образной речи
и поэтического слова, которые
опосредуют и делают осознанным другие,
невербальные сенсорные модальности:
жесть, мимику, движение, визуальные
качества формы и цвета, звук. Через ...
слова вводятся - на несловесном,
сенсорном уровне - театрализации как
искусство мимики и жеста, пластические
движения, переходящие в танец ..., затем -
визуальные модальные формы и цвета как
способы предметного описания явлений
окружающего мира, сохраняющие их
наглядность, и, наконец, - музыкальное
звучание, ... развивающееся в
пространстве, и цвете как светопись"
(Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в
школе: дидактика и методика: Учебное
пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - с.74).
Учебно-воспитательный процесс строится
на освоении нескольких видов искусств
одновременно - как в комплексе, так и на
занятиях отдельными видами искусства,
сочетая монохудожественный подход с
полихудожественным, интегративным
подходом к освоению культуры и
искусства.
Автор
программы "Изобразительное искусство
и среда" (природа, пространство,
архитектура) Савенкова Л.Г. Программа
направлена на формирование у учащихся
понимания единой природы искусства и
органической связи видов искусства,
понимание различия выразительных
средств каждого искусства. "В
программе выделено семь основных
направлений развития учащихся, которые
на разных возрастных ступенях различны
по степени важности: зрительно-внешние
наблюдения и развитие детального
дифференцированного зрения; перенос
наблюдаемого в художественную форму (рисунок,
конструкцию, музыку, литературное
изложение); собственное творчество
учащихся - самостоятельное порождение
творческого продукта; социальный аспект,
общественная значимость изучаемого
материала; зрительно-внешние различия
понятий: природная среда, предметная и
искусственная среда и т.д.; "ребенок и
искусство" (умение самому составить
"свой" художественный образ
объекта через собственное "Я",
опираясь на разнообразие освоенных
детьми видов деятельности и материалов);
материал, техника, инструменты" (
Интегративная программа
полихудожественного развития. Изобразительное искусство
и среда (природа - пространство -
архитектура) 1-11
классы. - М., 1995. - с.5).
Программа
вовлекает детей в сферу предметно-пространственной
деятельности. "В младшем школьном
возрасте восприятие пространства и
среды осуществляется преимущественно
как комплекс двигательных и
осязательных впечатлений. Поэтому в
программе важное место отводится
всевозможным игровым формам работы,
развитию чувств детей: зрения, слуха,
движения (чувство цвета, формы,
зрительное представление звука, музыки,
двигательное ощущение музыки, развитие
наблюдательности, различения звуков,
нюансов цвета, настроения), своеобразия
настроения в природе, искусстве (цветовое
выражение музыки, настроения, фантазии,
звуков природы, стихий в природе и др.). ...
В среднем школьном возрасте акцент
сделан на изучение народного искусства,
важное место отводится истории родного
края, так как особенности предметов быта
и произведений искусства всегда связаны
с определенным историческим периодом,
стилем, которые выражаются через
отношение людей того времени к
пространству и наполняющим его
предметам, ко всему архитектурно-пространственному
окружению в целом. Постепенно, от
простого к сложному, с учетом
естественной потребности возраста,
школьники осваивают способы создания
глубинно-пространственного изображения
и среды в условиях интеграции различных
видов искусств: музыки, литературы,
театра, изобразительного искусства" (Там
же, с.8-9). Интегрированные занятия
предполагают восприятие и изображение
музыки, изображение движения через цвет,
пространственное решение изображения и
создание объемной конструкции по
прослушанному музыкальному или
литературному произведению и др.
"Предусмотрены
следующие условия успешного
художественно-творческого развития
школьников: решение реальных,
практически значимых задач;
исследовательская работа учащихся,
поиск разных путей решения; поощрение
импровизации; активное освоение знаний
на основе практики их применения;
мотивация (личностная, социальная,
экологическая и т.д.), внесение
творческих побудителей;
индивидуальность обучения; учет
возрастных особенностей и интересов
школьников; поощрение любых творческих
поисков и возможно более широкое
раскрытие личности ребенка; развитие
потребности самовыражения; участие в
творческом производительном труде;
активация воображения, мысли,
чувствования, эмоций детей;
взаимопомощь разных способов
художественного выражения мысли - через
слово, жест, звук, движение; способность
видеть красивое в окружающем мире" (Там
же, с.9).
"Исходя
из общего экологического направления
программы, тесной связи обучения
искусству с природой, со средой, система
занятий опирается на восприятие
окружающего мира, в зависимости от
времени года, природного цикла, ритма
жизни людей, народных традиций и
праздников" (Там же, с.9).
Для
создания страницы использовалась
литература:
-
Программы общеобразовательных
учреждений. Сборник программ
интегрированных курсов "Искусство".- М.:
Просвещение, 1995.- 223с.
-
Интегративная программа
полихудожественного развития. Изобразительное искусство
и среда (природа - пространство -
архитектура) 1-11
классы. - М., 1995. - 75с.
-
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в
школе: дидактика и методика: Учебное
пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице
представлена коллективная работа "Золотая
осень". Аппликация.
Амзеева Алина, 8
лет, Горлова Анна, 8 лет, Завьялов
Константин, 8 лет, Ковтунович Николай, 9
лет, Максимов Богдан, 7 лет, Манцов
Святослав, 8 лет, Мурадов Александр, 9 лет,
Сулима Анатолий, 8 лет.
На данной странице
представлена работа "Снег танцует". Гуашь.
Борискин Алексей, 6 лет.
|