Программа
“Изобразительное искусство. Основы
народного и декоративно-прикладного
искусства.” разработана
группой ученых под научным руководством
Шпикаловой Т.Я.
Программа составлена для
школ, гимназий и лицеев с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического
цикла. Авторами
программы являются Шпикалова Т.Я.,
Сокольникова Н.М., Светловская Н.Н.,
Ершова Л.В., Величкина Г.А. и др. Основная
цель программы - это развитие личности
школьника на национальной основе.
"Программа
предоставляет право каждому школьнику
освоить духовное наследие предыдущих
поколений, осознать свои национальные
корни. При этом в ней используется
важнейшее свойство народной культуры -
её живая, органическая системность,
позволяющая сформировать личность с
целостным, нераздробленным
мировосприятием и миропониманием.
Системность народной культуры состоит в
том, что средствами изобразительно-пластического
и музыкально-поэтического языка в
произведениях разных видов искусства
выражено народное понимание сущностных
связей, определяющих смысл жизни каждой
отдельной личности и целого народа. Эти
связи можно представить в виде
стержневых параметров: таких как
человек и природа, человек и семья,
человек и история. Именно они организуют
жизнедеятельность любого народа в его
историческом прошлом, настоящем и
будущем" (Изобразительное
искусство: ... Программы для
общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. -
с.54).
Принцип построения разделов
программы. В основу интеграционного
курса таких дисциплин, как
изобразительное искусство, трудовое
обучение и обучение чтению, положен
синкретический характер народного
искусства.
1-4 классы
Часть I. Изобразительное, народное и
декоративно-прикладное искусство
Раздел 1. Основы художественного
изображения. Развитие у ребенка
понимания, что все виды изображения
связаны с природой.
Раздел 2. Орнамент в искусстве
народов мира: построение и виды. Формирование
понимания единства человечества на
Земле, что все народы мира связаны между
собой.
Раздел 3. Народный орнамент
России: Творческое изучение в процессе
изображения. Постижение и
эмоциональное восприятие богатства
красоты души народов своей страны,
умение видеть и выделять красоту и
особенности своего края.
Раздел 4. Художественный труд на
основе знакомства с народным и
декоративно-прикладным искусством (основы
художественного ремесла). "Прикосновение
руками и душой" к бытовым традициям
жизни региона, страны.
Часть II. Устное народное творчество.
Раздел 1. Учебный материал
воспринимаемый изустно (изустность -
первый и обязательный признак фольклора).
Раздел 2. Учебный материал для
обучения чтению. Знакомство с
неограниченными вариативными
возможностями устной народной поэзии,
произведениями русской классики,
созданным по народным мотивам и сюжетам.
Раздел 3. Детский праздник.
Проверка результативности обучения
учащихся эстетической восприимчивости
искусства в его синкретической народной
форме.
5-8 классы
Часть I. Изобразительное, народное и
декоративно-прикладное искусство
Раздел 1. Основы художественного
изображения. Общее и различное в
профессиональном (академическом)
творчестве и народном творчестве.
Раздел 2. Орнамент - образ эпохи.
Основные орнаментальные мотивы в
мировом искусстве. Рассмотрение
связей орнаментального искусства как с
древними слоями художественных
традиций в истории человечества, так и с
более поздними, отражающими черты
культурных связей народов.
Раздел 3. Народное искусство
России: работа в творческих мастерских.
Освоение народных промыслов России:
роспись по дереву и др. Знакомство с
различными видами региональных
промыслов, выявление общих
конструктивных принципов и способов
художественной реализации принципа
единства жизни человека и природы.
Раздел 4. Народная эстетика,
семейный лад как национальная традиция,
общечеловеческая ценность.
Рассмотрение русской культуры как части
мировой культуры через диалог культур.
Через многовековую традицию быта и
семейного уклада раскрываются основы
формирования национального
самосознания.
Уроки искусствознания.
Часть II. Музыкально-поэтическое и
прозаическое творчество народов.
Осмыслению пройденного материала через
интегрированный подход к материалу.
Усвоение специфических особенностей
музыкально-поэтического творчества.
Раздел 1. Народный календарь и
космология в русском фольклоре и
фольклоре народов мира.
Раздел 2. Народы и их история в
мифологии, эпосе, сказке, песне.
Раздел 3. Народная этика, эстетика
в семейно-бытовых обрядах.
Данная
программа может стать основой для
составления местных и региональных
программ по народному искусству.
Для
создания страницы использовалась
литература:
-
Программы средней общеобразовательной
школы. "Основы народного и
декоративно-прикладного искусства"
для школ с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического
цикла (I - IV классы одиннадцатилетней
школы). М.: Просвещение, 1992.- 80 с.
-
Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11
кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл.
Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.:
Дрофа, 2001. - 288 с.
В оформлении сайта использованы работы учащихся НОУ «Школа «БАКАЛАВР», выполненные на занятиях в
художественных студиях под руководством Моревой О.Л.
На данной странице
представлены работы в технике росписи
по дереву. Матрешки. Мурадов
Александр, 9 лет, Берестень
Виктория, 11 лет, Фурсова Анастасия, 10 лет,
Соляникова Эвелина, 10 лет.
Городецкая
роспись. Птицы. Хабибулаева Рената, 8
лет, Пономарёва Екатерина, 8 лет,
Красовская Анна, 8 лет. |